Подростки и их культура. Современные молодежные субкультуры Что такое подростковая культура
Сущность понятия «субкультура молодежи»
Субкультура представляет собой довольно большую часть общей культуры. Она обладает отличительными признаками, которые делают ее особой. Также каждая субкультура отличается от иных, и это, в свою очередь, определяется ее формой и внутренним содержанием. Каждое неформальное объединение имеет свои особые правила, которым обязаны подчиняться участники субкультуры.
Замечание 1
Субкультура молодежи – это группа, отрицающая нормы и ценности общепринятой культуры, которая царит в обществе и имеет абсолютное господство.
Некоторые люди довольно негативно относятся к субкультурам, но тем не менее, не каждая из них опасна для общества, поэтому нельзя говорить об абсолютном негативном влиянии. Практически любая социальная группа имеет свои взгляды на жизнь, что и отличает ее от остальных. Интересы определяются полом участников, их возрастом, увлечениями, уровнем образования, профессиональным статусом.
Что касается подростковой субкультуры, то она выделяется лишь неформальным поведением, которое свойственно тинейджерам. Будучи детьми, они испытывают зависимость от родителей, но вступая в подростковый возраст, молодые люди начинают испытывать интерес в самостоятельной жизни, вне зависимости от старшего поколения. Еще одна причина – проблемы взросления, конфликты в семье, в школе. Подростки не желают решать наиболее важные в их жизни проблемы, поэтому убегают и дома и ищут поддержку на стороне. Надевая на себя маску участника субкультуры, подростки прячутся, прячут свою неуверенность в будущем, в том, что они не могут реализовать собственные стремления, свое собственное «Я».
Среди наиболее распространенных субкультур среди молодежи можно выделить следующие:
- Панки;
- Хиппи;
- Скинхеды;
- Готы.
Замечание 2
Каждая из этих субкультур имеет довольно богатую историю и отражает те или иные интересы, которые есть в группах. Подростки начинают примерять на себя особую атрибутику, манеры поведения и общения. Все это происходит под влиянием других товарищей – тех людей, кто является организатором неформальной группы или со стороны наиболее опытных участников.
Также отметим, что каждая из перечисленных субкультур отражает определенные настроения их участников. Например, панки – это свободные от каких-либо обязательств люди, которые имеют эффектный внешний вид, и их не заботит мнение окружающих людей. Готы, наоборот, провозглашают культ депрессии. Черная одежда, темный, мрачный макияж, суицидальные наклонности – то, что отличает готов от других субкультур. Близкими им являются эмо, но и тут следует отметить различия во внешнем виде, а также в философии.
Влияние субкультуры на подростков
В современном обществе именно подростки достаточно сильно отличаются своим поведением и привычками, а также мировоззрением, которое весьма противоречиво. Нередко именно подростки становятся участниками каких-либо субкультур, или даже становятся инициаторами их созданиями. Влияние субкультуры на подростка и его психику – это одна из наиболее актуальных проблем, которая волнует социологов, а также родителей, педагогов и психологов.
Вступая в более осознанный возраст, подростки начинают искать самих себя, а также способы, чтобы проявить свое собственное «Я». Иногда они экспериментируют, и эти эксперименты оканчиваются не очень успешно. Но, тем не менее, они воспринимают это как личный опыт, который в дальнейшем накладывает свой отпечаток на их мировоззрение. поэтому в последнее время распространяются такие субкультуры, чьи нормы и ценности в большей степени отличаются от общепринятых в обществе. этим они вызывают беспокойство со стороны родителей, ведь и отец, и мать взволнованы о том, что влияние субкультуры на их ребенка будет исключительно негативным.
Замечание 3
Тем не менее, влияние может быть и положительным. Например, человек приобретает необходимые ему навыки, и в дальнейшем приспосабливается к другим людям. Но если субкультура носит негативный характер, то она проявляет именно те черты, с которыми преимущественно борются в обществе (криминал, вредные привычки, асоциальное поведение).
В субкультуре подросток реализует свои желания и мечты. Например, на фоне подростковой агрессии проявляется потребность в общении, понимании, друге. Удовлетворить ее можно лишь в том обществе, где люди также поддерживают те же интересы и стремятся к тому же, к чему стремится и данный человек. Если человек не принадлежит к неформальной группе, то к нему подростки проявляют подозрительность, отчужденность. В этом и выражается одна из черт субкультуры – так называемая «подростковая отчужденность».
Очень важна роль лидерства в неформальном объединении. Человек, который организовал свою неформальную группу, приобретает дополнительный авторитет в глазах сверстников. Поэтому они так сильно дорожат имеющимися у них возможностями, и, если кто-то из окружающих пытается лишить его этого, то они довольно агрессивно реагируют на всякие попытки.
Также, благодаря субкультуре подростки адаптируются к жизни. Попадая в новые условия, они могут примерять на себя несвойственные им роли, общаться с людьми, с которыми они вряд ли познакомились бы в повседневной жизни. В этом заключается преимущество субкультуры. К тому же, получая важные жизненные уроки, совершая ошибки, человек все еще остается в группе, где его понимают и поддерживают, что позволяет ему еще более вдумчиво относиться к свои мыслям, поступкам и возможным последствиям, к которым приводят действия.
Субкультура, как мы уже отметили, очень противоречива: она толерантна к своим участникам и единомышленникам, но при этом может пропагандировать нетерпимость и жестокое обращение с теми, кто не относится к неформальному объединению. Это может привести к вспышкам агрессии, и, в дальнейшем, к проявлению криминального поведения. Поэтому, даже если субкультура полностью независима, она должна контролироваться со стороны: родителями, социальными органами, государством.
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата - короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах - физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения .
Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности.
«Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений» .
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе .
Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов - возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.
То есть, можно сказать, что подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
Основные личностные новообразования подростка (открытие «Я», осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.
Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание .
Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.
Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка.
Формирование основ культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определенного отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму.
Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений. Поэтому большую роль в формировании общей культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации.
Формирование картины мира и системы ценностей человека, багажа знаний, отношения к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения - берет на себя телевидение. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует, таким образом, все поле культуры» .
Телевидение может обогащать подростка, процесс его воспитания и в то же время вызывать ранний интерес к явлениям, к которым подросток еще не готов, негативно влиять на личность, создавая чувство страха, возбуждая неокрепшую психику, оставляя глубокий неизгладимый след в подсознании, формируя позитивные эмоциональные проявления к садистским явлениям и пр.
Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить правильно смотреть и понимать кино и телефильмы.
Не меньшее влияние на формирование культуры личности подростка оказывает компьютер с его информационными возможностями. Компьютер обладает уникальными возможностями самовключения подростка в отношения человека и техники, при которых он становится не просто поглотителем информации, но и активным соучастником. Неконтролируемость и всеядность во взаимодействии подростка с компьютером может иметь достаточно серьезные отрицательные последствия. Так, например, проведенные психологами исследования сферы интересов показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература).
Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он предоставляет возможность использовать его огромный позитивный потенциал по различным направлениям: овладение навыками обращения с современной электронной техникой; получение широкой и разносторонней информации ребенком с ограниченными возможностями взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специальных программ информационного и развивающего воздействия; осуществление частной реабилитации с использованием специальных программ, позволяющих преодолевать определенные патологические явления; профориентационная работа с подростком, подготовка его к последующей профессиональной деятельности, требующей знаний компьютерных технологий.
В последние годы активизировалось формирование подростковых субкультур просоциальной (молодежные движения) и антисоциальной (группировки, носящие агрессивный характер, утверждающиеся за счет других) направленности, как в России, так и за рубежом. Причины такой активизации различны. Основные причины их активизации состоят в кризисе общества и его основных институтов, кризисе института семьи и семейного воспитания, коммерциализации СМИ и всей художественной культуры .
«Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями» .
В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения.
В.С. Мухина образно выражает сущность подросткового словотворчества: «сленг в подростковых объединениях - это языковая игра, отход от языковых норм; это маска, карнавал, «вторая жизнь» . При этом словотворчество проходит в основном по принципу заимствования иноязычных слов или употребления существующих в ином смысле. Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста. Уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами, придав особый смысл своему объединению, - вот что становится глубинно привлекательным для подростков. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.
В подростковой культуре помимо сленга появляется также мат. Использование матерных слов для подростка - это способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи. Сегодня подростки пользуются матом не только в своих сообществах, но и, не стесняясь, в общественных местах. Тому причиной не столько выход в свет специальной литературы, сколько использование мата в обыденной жизни взрослыми носителями великого и могучего русского языка. Мат как явление языка обсуждается на страницах газет, звучит с экрана телевизора .
Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей .
культура личность подростковый литература
Журнал PSYCHOLOGIES и издательство Clever выпустило серию книг, совместно переработав лучшие статьи и материалы по тематике воспитания детей. Это одни из тех книг, которые можно всегда держать под рукой, их можно читать с любой страницы и возвращаться к пройденному материалу. Это одновременно ваш справочник, помощник и консультант.
Над книгой «Как сделать счастливыми наших детей: подростки»
работала большая группа специалистов по детской психологии, среди которых Марина Бебчук
, директор Института интегративной семейной терапии,
Татьяна Бедник
, детский психотерапевт, автор тренинга «Эффективное взаимодействие родителей с детьми»,
Александр Войскунский
, психолог, заведующий лабораторией интеллектуальной деятельности и информатизации МГУ им. М. В. Ломоносова и другие. В книге приведены наиболее актуальные и распространенные проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются родители подростков. Книга дает родителям подростков рекомендации на тему поведения в тех или иных житейских ситуациях и помогает выбрать правильную стратегию поведения по отношению к тем, кто проходит такой ответственный и важный период в жизни.
6 типов подростков
«Подростковый возраст как этап взросления не проходит гладко. Смена ожиданий и требований ребенка, рождение взрослой сексуальности, переход к более самостоятельной жизни – с иной ответственностью, иными возможностями, – даются нелегко. Все меняется: тело, эмоциональные проявления, образ мышления, интересы и поведение. Ребенок уже никогда не будет таким, как прежде. Они подолгу молчат, почти забрасывают учебу, слушают странную музыку. Не желают «выглядеть прилично», отказываясь от «нормальной» одежды. Их друзья и подруги не внушают нам доверия, а близкие отношения пугают. Если мы рискнем спросить, что случилось, ответ вряд ли нас удовлетворит. Но на самом деле это происходит потому, что мы больше не находимся на первом месте для своих детей, и это нужно принять. Сейчас подросткам гораздо важнее сверстники, с такими же интересами, переживаниями и проблемами. Им необходимо быть частью своеобразного закрытого сообщества, со своими ценностями, правилами, языком. Нашим детям нужно чувствовать себя свободными, имеющими право на принятие решений и личную жизнь. Им важно научиться отвечать за свои поступки, а сделать это можно только если мы им позволим взрослеть. В каждой семье границы и нормы отношений свои, но в любом случае у родителей поведение ребенка должно вызвать беспокойство, если он на протяжении многих месяцев не развивается интеллектуально, физически или социально. Мягкие формы проблемного (или часто протестного) поведения – это демонстрация новых черт своей личности, нового стиля поведения. Избыток косметики, длинные или очень короткие волосы, рваные джинсы, громкая музыка, постеры на стенах, курение, нецензурная лексика, грубость, хамство… Крайние, порой опасные формы поведения тоже хорошо известны: уходы из дома, отказ от учебы, разного рода зависимости (от игромании до наркомании), попытки суицида. В период полового созревания подростки эмоционально очень нестабильны: их настроение может меняться несколько раз в течение часа. Они (особенно мальчики) чаще утомляются, становятся раздражительными и ранимыми. Любую критику в этот момент воспринимают как еще одно подтверждение нелюбви к себе. Парадокс: подростки ищут себя, пробуя то и это, продвигаясь рывками и отступая назад, создают себя, окружая свой мир завесой тайны.»
Большая статья книги посвящена описанию современных подростковых субкультур. Чтобы родителям было проще идентифицировать, как какому сообществу тяготеет их подрастающий ребенок и чем в перспективе это может грозить авторы выделили 6 направлений, наиболее распространенных сейчас в подростковых средах.
«Как и во все времена, сегодняшние молодые очень внимательны к своему внешнему облику. Выбирая свой стиль, дресс-код и манеры, они хотят выделиться и быть особенными, тщательно соблюдая при этом неписаные законы своего круга. Панки, эмо, толкиенисты, байкеры, хипхоперы… Демонстрируя свой экзотичный облик, они символически отделяют себя от тревожного мира взрослых, в котором им предстоит жить. И одновременно выражают надежду на новое общение - более яркое, провокативное, динамичное, нежели «устаревшие» отношения поколения их родителей. Они бросают вызов обыденному сознанию, которое пользуется четкими оппозициями: дети – взрослые, чистое – грязное, приличное – неприличное. Но поскольку у нас нет ключа к их странной, дерзкой внешности, она вызывает беспокойство, раздражает.
Хиппи, готы, фрики всем своим видом демонстративно игнорируют нормы и правила истеблишмента. Подобно древнегреческим актерам, они скрываются за масками, которые помогают им пережить очередной этап взросления, а с помощью юмора освобождаются от напряжения беспокоящих их порывов. Андрогинный, бесполый характер их одежды дает юношам и девушкам возможность избегать пугающих вопросов, связанных с выбором сексуальной идентичности. Широкие брюки и обтягивающие джинсы – это две стороны одной и той же медали: я скрываю или демонстрирую свое тело, ибо его трансформации меня пугают. Выбирая «странный» (с точки зрения взрослых) стиль одежды, вчерашние подростки дают себе возможность продлить успокаивающий период игровой и нарциссической бисексуальности. Но одежда человека субкультуры – это и костюм, который меняется гораздо медленнее, чем мода, если молодой человек обозначает свою принадлежность к группе, он транслирует в своем облике не только актуальную на данный момент идеологию этого сообщества, но и его историю. К примеру, красный, зеленый и желтый – главные цвета субкультуры растафарианцев, которая возникла на Ямайке в 30-е годы прошлого века. Современные растаманы, выбирая это же сочетание цветов, демонстрируют свою принадлежность к сильной субкультуре, которая сохраняет свои традиции десятилетиями. Они противопоставляют себя культуре «белого Вавилона», ориентированной на материальные ценности, и сознательно сохраняют связь с природой, стремясь обрести гармонию и покой. Внешний вид молодых людей помогает нам лучше понять их самих и общество, в котором мы живем. Для формирования личности каждому необходимо какое-то время оставаться непрозрачным для своих родителей. У взрослых же возникают подчас полярно противоположные реакции на внешний вид подростков, а желание разобраться, что они хотят сказать этим вызывающим видом, скрывает чувство беспомощности и вины за то, что их ребенок не такой, как все. Но нам стоит умерить свое любопытство по отношению к молодым, научиться быть наблюдательнее и сдержаннее.»
Растаман
Растафарианцы – это не только традиционная цветовая гамма одежды (зеленый, желтый, красный), но и протестная прическа – дреды. По легенде, сторонники эфиопского императора Рас Тафари дали обет не мыть волосы, пока император не вернется из изгнания – а оно продолжалось шесть лет. Естественно, дреды воспринимаются как вызов общественным конвенциям, потому что кажутся грязными. Да и само название «дреды» означает «внушающие ужас». По сути, это прическа, сочетающая в себе элементы порядка и анархии одновременно.
хипста.jpg
Понятие «хипстер» возникло в Америке в 1940 – 1950 гг. Так называли представителей субкультуры, которая формировалась вокруг джазовых музыкантов, писателей и художников. Современный хипстер – как правило, потребитель дорогих вещей, пристально следящий за модой. Вид такого подростка подчеркнуто небрежен. Его гардероб составляют обтягивающие джинсы (у девушек возможны цветные колготки или лосины), длинная свободная футболка с ярким рисунком («принтом») или клетчатая рубашка, кеды или ботинки (желательно желтого, зеленого или оранжевого оттенка), часто – массивные пластмассовые очки (как правило без диоптрий, «для вида»). Облик дополняют всевозможные аксессуары, начиная от большой сумки или рюкзака (в которых обязательно будет фотоаппарат) и заканчивая маленьким стильным блокнотом и дорогими гаджетами. Претендуя на оригинальность, эти подростки становятся жертвами нередкого эффекта моды: вместо того чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, они сливаются с толпой, а андрогинный облик входит в общую субкультурную политику расшатывания базовых оппозиций: женское – мужское, дешевое – дорогое, чистое – грязное и т. д. Несмотря на то, что у них много претензий к этому миру, хипстеры очень миролюбивы и предпочитают жить полной жизнью, ни во что не вмешиваясь. Быть хипстером – значит жить молодо, в мире дискотек и современных технологий. Такое жизненное кредо позволяет сохранить фантазию о собственной исключительности и довольно долго оставаться незрелым, инфантильным человеком, ведь «жить молодо» – это и избегать взросления, связанного с принятием множества ограничений и серьезных решений.
Мешковатая одежда больших размеров, кепка, массивные цепочки, нередко татуировки – таков портрет молодого рэпера. Образ крутого, уверенного в себе парня может скрывать неразрешенный внутренний конфликт с авторитарной отцовской фигурой. Сын считается «раздолбаем». Невозможность получить одобрение и почувствовать уважение отца, его власть над матерью могут рождать внутри человека очень сильную и запретную агрессию. Желание самому стать «хозяином жизни», в детстве блокированное страхом наказания со стороны могущественного отца, позднее может реализоваться защитным образом: внутри себя я буду одновременно и сыном-раздолбаем, и крутым отцом. В этом случае вся агрессия, изначально направленная вовне, разворачивается вовнутрь человека. Бессознательно подросток делает себе больно (тату), чтобы постоянно подтверждать и сомневаться в том, что он настоящий мужчина. Одежда большого размера говорит себе и окружающим: «Я выгляжу большим и устрашающим, я всегда готов к бою».
Визитка панка – диссонанс. Элементы костюма вырваны из привычного контекста и соединены воедино: например, рубашка «милитари» комбинируется с узкими стиляжными брюками, но при этом традиционной шотландской расцветки. Разные серьги в ушах, нарочитая асимметрия, на голове ирокез, а сзади локоны. Основное послание панка – сочетание несочетаемого. Это семиотическая партизанская война, желание непременно эпатировать обывателей. Нередко шоковый элемент в облике панка возникает за счет атрибутики фетишизма, что восходит к эстетике сексуального садомазохизма. Выставленные напоказ агрессивность и воинственность здесь скорее маска, защищающая тонкую и очень ранимую душу человека, который уверен в том, что мир не любит и не принимает ни его самого, ни его чувства. Не желая умерщвлять себя, превращаясь в хорошего для матери, но мертвого внутри человека, он переворачивает ситуацию. Снаружи – мертвый, внутри – живой. Ключевым моментом в одежде может быть пугающая нашивка: нужно показать негатив, чтобы спрятать глубокую потребность в нежных отношениях и боль от их кажущейся невозможности. Страх этой боли не дает возможности получать и отдавать нежность и любовь, заставляя выпускать шипы и так защищать себя. Внутри при этом может быть ощущение пустоты, незаполненности – как дыра в собственном теле (ухе). Поддержание прически-ирокеза требует много времени и заботы. Это и есть та скрытая забота о себе, которую в такой причудливой форме осуществляет живое «Я» подростка, отчасти восполняя возможный недостаток раннего материнского ухода.
Готы – любители темной и мрачной романтики, заигрывающие с темой смерти. Эта субкультура возникла на волне пост-панка, от панков готы унаследовали и многие свои агрессивные, воинственные, фетишистские черты. Готы одеваются в черное, носят много металлических украшений, используют (как девушки, так и юноши) очень заметный «вампирский» макияж: на лице густой слой белой пудры, губы (как и ногти) – черные или темно-синие, глаза подведены черным. Волосы – обычно длинные и распущенные - часто тоже красят в черный цвет. С вампирской и кладбищенской тематикой связаны и украшения: кресты, черепа, летучие мыши. Одеваются, конечно же, тоже в черное, часто – в бесформенные балахоны, очень любят высокие черные ботинки на шнуровке. Порой на готах можно увидеть одежду в романтическом стиле («викторианские готы») – это, опять же, отсылка к вампирской тематике и «готическим» романам ужасов – длинные юбки и платья, корсеты, перчатки, кружева, у юношей – фраки или камзолы, цилиндры. В текстах песен их любимых групп (а это – несколько отдельных музыкальных направлений: готик-рок, готик-металл, death-rock и т. д.) часто встречаются темы депрессии, смерти, самоубийства и насилия. Готами часто становятся неуверенные в себе подростки, склонные к депрессии и суицидальным настроениям. Именно такие подростки получают в готической субкультуре понимающее и принимающее сообщество, свою нишу для социализации. Хотя готов из-за их атрибутики иногда путают с сатанистами, прямой связи между готами и сатанистами нет.
Мнение экспертов:
Сергей Ениколопов
– психолог, заведующий отделом медицинской психологии Центра психического здоровья РАМН, заведующий кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.
- Каковы особенности поведения эмо и как общаться с таким подростком?
- Поведение эмо характерно для подростков: это и резкие перепады настроения, и самодеструктивное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей или пупка. Подросткам вообще свойственно выражать недовольство своим телом (и пирсинг – важный показатель такого отношения). Но эмо очень активно это декларируют и охотно делятся опытом: «А ты сколько раз резал вены?» Конечно, большинство подростков включаются в это движение просто так, за компанию, чтобы не выпасть из коллектива. Однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам детей такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду. Кроме того, эмо-культура поощряет повышенную чувствительность. Здесь не стыдно биться в истерике, бурно хохотать или рыдать. Такая эмоциональная распущенность тормозит процесс взросления, ведь расти – это значит учиться сдерживать себя, контролировать свои чувства. Постарайтесь говорить с ребенком о его увлечении спокойно, без долгих нотаций и не осуждая его. Можно выразить сомнение относительно внешних проявлений – цвета волос или одежды, но только не душевного состояния подростка. Будьте внимательны к его поведению. Порезы на руках, частые истерики, потеря интереса к прежним занятиям – все это повод обратиться к психологу. Если же такой возможности нет, попробуйте увлечь сына или дочь любой яркой, интенсивной деятельностью, будь то творчество, путешествия или спорт, где выплеск эмоций безопасен и конструктивен.
Насколько оправданы опасения по поводу проявлений эмо-культуры, которую многие считают «опасной» и «суицидальной»?
- Эмо представляют не большую опасность, чем панки или готы, а в чем-то эта субкультура может быть даже полезна своим приверженцам. Субкультура – это не более чем тусовка: попав туда, ты в лучшем случае найдешь единомышленников и друзей, а в худшем – хотя бы получишь иллюзию того, что не одинок. Эмо-культура – подходящее место для искренних, чувствительных, скромных, интровертных тинейджеров. В ней они не только одеваются в соответствующем стиле и слушают эмо-группы, но и сами занимаются творчеством: рисуют, фотографируют, пишут стихи…»
Тема урока: «Подростковая культура».
Цели урока: Познакомить с основными понятиями, видами и функциями культуры; объяснить уникальность подросткового общества и отличие подростковой культуры от культуры взрослых;
Развивать умения сравнивать и анализировать, делать выводы;
Воспитывать, прививать интерес к культуре, сознательное стремление к совершенствованию себя.
Эпиграф: « Истинный предмет учения состоит в
приготовлении человека быть человеком».
Н.И.Пирогов.
Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших добрых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений.
Мы вместе проведем урок…
Ход урока.
План. (слайд 4)
Понятие культуры. Виды и функции культуры.
Особенности подростковой культуры.
Формальные общества.
Неформальные общества.
Молодёжная культура.
Прически и украшения.
Музыка.
Роллеры.
Слайд 5.
Что такое культура? Слайд 5. В переводе с латинского означает …
Какие определения вы нашли? Какие источники вы использовали?
Слайд 6. ??? Запишем определение в тетрадь .
Понятие культуры. Под культурой понимают исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Слайд 7 . Культура – это многоуровневая система. Выделяют такие виды как - мировую и национальную культуры. Как вы понимаете мировая? Национальная? Что включают в себя эти виды культур? Записываем в тетрадь виды определений.
(слайд 8).
Кроме того различают материальную и духовную, которые выполняют определенные функции. Культура передает социальный, исторический опыт человечества, является как бы памятью человечества. Культура несет большой потенциал познания и освоения человеческого опыта.
Культура выполняет также нормативную функцию. Эта функция опирается на мораль и право и призвана как бы регулировать поведение, поступки людей.
Занесите эти данные в тетрадь.
(слайд 9 ) 1…. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Записать в тетрадь .Что значит всестороннее развитие человека? Учиться, трудиться, организовывать досуг, уметь общаться и быть интересным собеседником. Формированию всего этого помогут сложившиеся ценности, которые являются основой культуры.
Ценностями называют устойчивые представления о чем – то как о предпочитаемом, о том, что отвечает каким – то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека или группы.
Ценности бывают разные. Мы говорили о них.
? вспомните, какие ценности можно отнести к главным?
2…………..Главными ценностями являются –истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода. Все знают, что они обозначают и поэтому мы движемся дальше по нашему плану. Какие виды культуры вам известны. Сделаем вывод по этому вопросу!
Вывод: Культура делиться, на виды и все они взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. Кроме того культура выполняет определенные функции. Уровень любой культуры определяет, прежде всего, человечность. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Главными ценностями являются –истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода.
Сейчас перейдем к следующему вопросу урока, но сначала обратимся к результатам анкетирования проведенного среди подростков нашей школы. На вопрос есть ли подростковая культура, ответ был неоднозначный (слайд 10).
Но все же большая часть ответила «да» и мы попробуем вместе разобраться в этом вопросе. Чем же подростки характеризуют подростковую культуру? А как вы думаете, что поставили подростки на 1 место? Слайд 11 . почему именно так распределились критерии характеристик?
Чтобы понять, что представляет собой культура подростков нужно, рассмотреть её особенность. Слайд 12.
Общество подростков включает в себя молодых людей, поэтому оно достаточно разнообразно. Подростковые общества могут различаться по возрасту, по полу, национальному составу, вместе с тем подростковые общества имеют определенную особенность: подражание взрослым, кумирам, героям кинофильма, сверстникам.
Слайд 13 .Общество подростков можно разделить на общества формальные и неформальные. Рассмотрим, что представляют собой эти общества. Формальная организация представляет собой способ организованности, построенный на социальной формализации связей, статусов, норм.
Неформальная организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели
Слайд 14. Какие же признаки характерны для формального общества?
Чем характеризуется формальное общество, организация? Слайд 15. Формальная организация - характеризуется: строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами, наличием органа власти и аппарата управления.
Люди вступают в формальные организации по целому ряду причин. Как вы думаете, ребята, с какой целью подростки вступают в формальные организации? Назовите формальные объединения, существующие в нашей школе? Слайд 16.
Социологи выделяют основные типы формальных организаций: добровольные, принудительные. Добровольные организации - это ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода. Примерами таких организаций являются: школьные, спортивные секции, театральные и предметные кружки, клуб шахматистов, общество охраны природы, охраны памятников. Члены таких организаций не получают платы за участие в их деятельности.?? На какие группы делиться общество подростков?
Сделаем вывод.
Подростки вступают в добровольные организации, чтобы заполнить свободное время, пообщаться с единомышленниками, исполнить общественный долг, послужить какому-то делу или постараться помочь самим себе и другим.
Как вы думаете, участие в таких организациях воспитывает их участников? Какие качества воспитывает коллектив? (местные патриотизм, поддержка, за команду, класс).
Слайд 17. Мы рассмотрели вопрос о формальных обществах, а теперь самое время познакомиться с признаками неформальных обществ. И выяснить, чем отличаются и что общего у неформального общества с формальным?
Существуют недолго.
Компании по месту жительства
строится на принципах саморегуляции и самоорганизации.
Не является жёстко структурированной.
строится на основе личностных особенностей участников, специфики отношений.
Слайд 18 .В неформaльныx обществах имeютcя нeпиcaныe пpaвилa -- нopмы, кoтopыe cлyжaт этaлoнaми пoвeдeния.
Вaжнeйшиe пpичины вcтyплeния в гpyппy: yдoвлeтвopeниe чyвcтвa пpинaдлeжнocти, взaимoпoмoщь, зaщитa, тecнoe oбщeниe и cимпaтия.
Попробуем сравнить и найти общее и различное этих организаций. Формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. По существу нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций, для оказания воздействия. Отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде официальных полномочий. Опора неформального лидера - признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Ребята,а вы сделали свой выбор ? Слайд 19. Участниками, каких обществ или организаций вы являетесь ? Вывод :
Формальные и неформальные организации имеют похожие цели, которые являются причиной существования этих организаций. Как вы думаете, что может причиной вступления подростков в неформальные организации?
Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом сообществе. Подростки принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру, что является частью молодежной культуры. Обратимся к определению молодежная культура. Слайд 20. Запишем определение в тетрадь.
Наше анкетирование показало, чем вы характеризуете подростковую и культуру это - одежда, музыка, прически. Ваше мнение совпадает с мнением других социологических исследований.
На формирование молодежной культуры влияют и особенности подросткового возраста: склонность к новизне, к творчеству, стремление к независимости, непохожести на других. Её создателями являются многочисленные подростковые объединения, которые различаются своими интересами, взглядами, образом жизни, формами проведения досуга, одеждой всевозможной символикой. Подростковую культуру можно выразить через типы поведения, характерные для этого возраста, а можно рассмотреть вещи, которые молодежь покупает или делает своими руками, используя их в повседневной жизни. Рассмотрим главную материальную черту подростковой культуры – молодежную одежду. Одной из черт, которая выделяет молодежь среди других групп населения, бросается в глаза- это повышенное внимание к одежде, прическе и уходу за собой. Как правило, подростки выбирают такую одежду, которая позволит им быть принятым в компании.
Броская и часто вызывающая одежда помогает подросткам раскрыть и выразить свой характер, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность. Слайд 21, 22.
Как вы думаете, одинаковые ли функции выполняет одежда у взрослых и подростков?
Взрослые, как правило, выбирают практичную одежду, отвечающей эстетическим критериям, принятым обществом. У подростков другая эстетика: разрезанные, потертые джинсы, выкрашенные самым необычным цветом. О тепле у подростков не возникает вопрос. Так Это?
Эксперименты с внешностью - часть процесса поиска собственного образа, когда подросток чувствует себя комфортно. Внешним видом подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. Слайд 23,24. Есть ли у вас, вещи, которые подчеркивают вашу индивидуальность.
Другой важной частью подростковой культуры является музыка. Слайд25. Обратим внимание на результаты анкетирования. Существует много различных направлений в музыке. Наше анкетирование показало, какую музыку вы слушаете с удовольствием, а какая вам совершенно не нравиться.
Слайд 26…. это направление нередко шокирует своим содержанием и музыкальной формой. Многие взрослые против того, чтобы их дети слушали такую музыку. В настоящее время молодежная музыка часто является протестом и вызовом современному обществу. Слайд 27. А сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальные фрагменты, а вы попробуйте назвать исполнителей или музыкальное направление.
Слайд 28.роллер. С недавнего времени частью молодежной и подростковой культуры является катание на роликах. (1992г.)
Это занятие придумали американцы, а позже эстафету подхватили российские подростки. Ролики – это скорость, романтика, множество острых ощущений. На роликах передвигаться в 5 раз быстрее …, чем пешком. Роллеры –это не только потрепанные локти и колени, но и адреналин, радость от катания, трюков. Гордость, что умеешь это делать на тебя смотрят и завидуют те кто не умеет. Это конечно и общение с интересными людьми. К сожалению не всё так прекрасно, и не только потому, что это может привести к травмам и переломам, но и отрицательно может повлиять на учебу.
Роллеризм – это особый образ жизни и особая субкультура, где есть уже свой язык (сленг), одежда, техника катания, правила поведения, прозвища. Достаточно распространенная одежда роллера – джинсы-трубы, военные штаны, немыслимый расцветки футболка, велосипедный шлем. Или - шапочка, широкие штаны или шорты, из-за которых роллеров часто принимают за реперов. Кроме одежды нужно приобрести хорошую защиту – налокотники, наколенники и шлем. Ребята в нашем городе есть роллеры? Как вы думаете, почему слабо развито это направление?
Вывод: Подростки создают собственную культуру, со своим языком, модой и самое главное системой ценностей. Эта культура пользуется одобрением среди ровесников и не всегда среди взрослых. Многие взрослые считают, что подростковая культура – только отражение культуры взрослых. Домашнее задание.п.22, учить определения,стр137 практикум №3 письменно.
Вопросы для закрепления:
Сравните культуру подростков и взрослых. В чем отличие?
В чем проявляется самовыражение подростка?
Что такое молодежная культура?
Синквейн
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Подростковой возраст – это период взросления человека, его социальной адаптации. В этом возрасте многие подростки часто вступают в формальные, а также в неформальные коллективы, в которых культивируют и развивают свое мировоззрение.
Понятие формальных и неформальных коллективов подростков
Формальную группу можно охарактеризовать, как социальную группу, которая обладает юридическим статусом. Для формальной группы характерна иерархическая организация.
Зачастую, все члены определенной формальной группы объединены общими целями, а также совокупностью методов их достижения. Все права и свободы, а также нормы поведения участников формальных коллективов формализованы, то есть, закреплены в уставе.
Подростки вступают в такие формальные коллективы как театральные кружки, школьная редакция, секции танцев, спортивные секции. По статистике, большинство формальных групп для подростков создаются на базе школы. Организацией их функционирования занимаются учителя или родители.
Неформальные коллективы - это социальные группы, сформированные уже на основе межличностных отношений. Неформальные коллективы не имеют официально закрепленного юридического статуса: формирование и распад неформальной группы происходит стихийно.
К неформальным группам подростков относятся в большинстве случаев различные субкультуры в частности: эмо, готы, панки, хиппи. В подобных группах подросток ищет общения с людьми, имеющими схожие с ним взгляды на музыку, искусство и культуру.
Понятие и особенности подростковой культуры
Подростковая культура – это совокупность ценностей, жизненных ориентиров, а также материальных форм их проявления в подростковом возрасте. Условно, подростковую культуру можно разделить на два основных направления.
Первое направление содержит в себе желание подростка осмыслить окружающие явления социального плана, а также развивать свои личностные качества. Второе направление основано на хаотичном поиске псевдоистин.
Выражение подростковой культуры происходит благодаря ценностям и взглядам подростка. Немаловажную роль в выражении подростковой культуры играет и одежда.
Если одежда взрослого человека носит в большинстве случаев исключительно практическую основу, то для подростков она является главным средством выражения своего мировоззрения. Ярким примером является стиль одежды участников некоторых неформальных групп.