План урока по русскому языку на тему. Русский язык
Пояснительная записка
Урок русского языка
Тема урока: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». § 113.
Тип урока : ОНЗ
Класс: 5.3
Методический комментарий к уроку . Данный урок является восьмым в системе уроков по теме «Глагол».
Методологическая база: автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Русский язык. 5 класс.- М.,: Просвещение, 2014 год
Цели урока:
Для учителя:
Организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
Формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
2) Для обучающихся:
Выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
Научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
Ожидаемые результаты:
личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия : орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Методическое обеспечение урока:
Презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
Раздаточный материал;
Сигнальные карточки
Учебники, тетради.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Этап урока,
цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
1.Организационный момент.
Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")
2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")
3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
Подготовка класса к работе
Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Актуализация знаний о ранее изученных орфограммах «Буквы о – а в корнях с чередованием». Дети рассказывают правила и диктуют в парах слова с корнями –лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-. –рос-. Взаимопроверка .
Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- сравнение, классификация, синтез.
Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.
3.Постановка учебной задачи
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию: Формулировка темы урока и запись на доске и в тетради.
Прочитайте записанные на доске слова:
Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)
А чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, а в правом столбике –е.) А почему? Объясните. (Побуждение к осознанию затруднения).
(Побуждение к формулировке проблемного вопроса) Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)
При создании проблемной ситуации, вводя противоречие, добиваюсь реакции удивления, затруднения, вызывая таким образом заинтересованность, желание большинства детей участвовать в процессе.
Это помогает осуществить основную цель на этапе введения знаний - достичь предельной концентрации внимания.
Ставят цели, формулируют тему урока, При побуждении к осознанию затруднений дети проводят ряд логических операций (актуализируют ранее полученные знания и приходят к выводу, что им не хватает новых), что приводит к формулированию проблемного вопроса. Это самый важный этап урока, так как дети ставят сами цель, не навязанную извне, а внутренне мотивированную потребностью открыть новые знания. Они способны поставить задачи для реализации этой цели, то есть могут самостоятельно организовать свою деятельность для их достижения .
Разбирать
разберу
Отпирать
отпереть
Задирать
задеру
Вытирать
вытереть
Замирать
замереть
Блистать
блестеть
Расстилать
расстелить
Выжигать
выжег
Личностные:
- самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные : постановка вопросов; познавательные : общеучебные (самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели); логические – формулирование проблемы
4.Построение проекта выхода из затруднения
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:
Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)
Учителю очень важно принять все гипотезы, проявляя тактичность и доброжелательность. Ребёнок сам поймет свои ошибки при проверке. Это способствует овладению учащимися приёмами объективной оценки и самооценки. Та гипотеза, которая выдерживает проверку, становится искомым знанием. Ребята, как настоящие исследователи, могут испытать радость открытия, что способствует формированию положительной мотивации
Составляют план достижения цели и определяют средства
Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и, а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие.
На этапе поиска решения учебной проблемы учащиеся делают предположения, которые обязательно должны быть проверены. Этот этап помогает организовать добровольное движение к новым знаниям на максимальном уровне успешности для каждого ребенка. Проверяя свою гипотезу, ученик строит ответ в форме рассуждения, что развивает речь и логическое мышление .
Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.
5.Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Координирует работу в группах
Работа в группах.
Сверим вывод с правилом в учебнике на с.354.
Назовите опознавательный признак орфограммы.
Расскажите о правописании корней с чередованием гласных е – и.
Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем
6.Первичное закрепление
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации учащиеся:
решают в группах несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование – алгоритм.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение
Работа в группах
Составление алгоритма.
Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Работа в группах
2 группы составляют алгоритм.
Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне. Выделить корень. Поставить ударение.
Вспомнить корни с чередованием и их значения.
Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.
Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет– е.
2 группы составляют схему
1 группа составляет таблицу.
Первичное закрепление.
1) Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.
Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.
У доски работают три ученика, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.
Решают типовые здания с проговариванием алгоритма вслух.
а) упр.383, распределительная работа, 2 человека у доски, остальные самостоятельно. Отчет учеников, работающих у доски. Коллективная проверка и самопроверка
б) упр.388. проверка работы в парах, отчет о работе.
Цель: развивать умения применять новые знания.
Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения(составление алгоритма, работа по алгоритму, умение выражать свою точку зрения).
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем
7.Физкультминутка
Организует деятельность по проведению физкультминутки
Ученик проводит физкультминутку
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Организует деятельность по применению новых знаний
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. По вариантам: 1, 3, 5, 7 – I вариант; 2, 3,4, 6 – II вариант. Проверка в парах.
Самостоятельная работа.
Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер. Спи мое д_тя!
Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К.Д.Бальмонт)
Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали…(М.Ю.Лермонтов)
Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И.А.Бунин)
Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит, ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А.Кольцов)
Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М.И.Прилежаева)
Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б.Белова)
самопроверка по эталону
Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.
9.Подведение итогов
Организует деятельность по формулировке выводов
Назовите ключевые слова темы урока. Скажите, при каком условии пишется в корнях с чередованием буква и , а при каком – е ?
Формулируют выводы
10.Инструктаж домашнего задания
Выучите алгоритм « Буквы е-и в корнях с чередованием»
Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв вкорнях с чередованием.
Запись в дневники
11.Рефлексия
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Организует рефлексию
Отвечают на вопросы: работа на уроке была плодотворной, потому что…
Самым интересным для меня было …, потому что…
Я бы еще хотел узнать о …, потому что…
Или составляют синквейн по теме «Урок ».
1. Урок
2.Плодотворный и интересный
3.Познакомились, отработали, пополнили
4. Исследователи испытали радость открытия.
5.Новая орфограмма.
Личностные : умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке, формирование границ собственного «знания « и «незнания».
Регулятивные: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.
Познавательные: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Самоанализ урока
Данный урок – один из уроков, проводимых при изучении темы «Глагол» в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы– работа с алгоритмом.
Форма организации деятельности учащихся : фронтальная, самостоятельная, работа в парах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.
Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.
Применение наглядного материала на уроке.
На данном уроке применение опорных схем делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт их использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.
Заранее подготовленные схемы позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на доске или в тетради.
Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока.
Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.
Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.
Предложенная в ходе урока рифмовка о второстепенных членах предложения вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса к изучаемой теме.
Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:
Навыки работы с опорными схемами.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм.
На уроке с целью профилактики переутомления проводится гимнастика для глаз.
Литература:
Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, С.Г.Айрапетова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Афоризмы и крылатые выражения. Справочник школьника/ О.Д.Ушакова. – СПб.: Литера, 2005.
Знаки препинания в конце
и внутри простого предложения
Цели: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении; отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений.
Ход урока
I . Организационный момент
I I . Проверка домашнего задания
Учитель осуществляет проверку упражнения 20.
Один из учеников перечисляет все имена существительные в первом абзаце, указывая на их склонение и падеж, другой - выделенные имена прилагательные, указывая на их род и падеж, третий - глаголы во втором абзаце, указывая на их вид и спряжение.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому. То есть одно слово является главным, а другое - зависимым)
-
- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль. В предложении, в отличие от словосочетания, должны быть главные члены.)
- На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)
- Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одно подлежащее и одно сказуемое.)
- На какие группы делятся простые предложения? (На повествовательные, вопросительные и восклицательные.)
- На чём основано такое деление? (Это деление зависит от того, какой знак препинания ставится в конце предложения и с какой интонацией это предложение читается. Если ставится точка, значит это повествовательное предложение. Если вопросительный знак - вопросительное. А если восклицательный знак, значит оно восклицательное.)
2. Выполнение упражнения 31.
- Знаете ли вы, что такое однородные члены предложения? (Это такие члены предложения, которые относятся к одном) и тому же слову и характеризуют его с одной стороны.)
Член предложения
Часть речи
подлежащее
имя существительное, местоимение, имя прилагательное в значении имени существительного
сказуемое
глагол, краткое прилагательное
дополнение
имя существительное
определение
имя прилагательное
обстоятельство
наречие, имя существительное с предлогом
I V . Проверочный диктант
Учитель диктует текст. Учащиеся записывают его в тетради, а после выполняют задания.
У каждого человека есть своё любимое время года. Многие любят лето, когда можно отдыхать, купаться, загорать. Больше всего лето любят дети, ведь именно летом на дворе стоит прекрасная солнечная погода. Все мы любим отдыхать на даче. Ведь только там можно пойти в огород и нарвать душистой, сладкой, вкусной клубники. Ещё там растут разные красивые цветы, вкусные ягоды. А воздух такой свежий чистый, что совсем не хочется возвращаться в город!
Задания:
1. Выписать из этого текста словосочетания. Найти в них главное слово и зависимое.
2. Выписать простые предложения. Подчеркнуть в них главные члены и второстепенные. Обозначить, какими частями речи являются члены предложений. Найти однородные члены предложения. Подчеркнуть их.
Это задание оценивается. В конце урока учитель собирает тетради на проверку.
V . Итог урока
- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому.)
- Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)
- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль.)
Домашнее задание: упражнения 28 и 30.
Наталья Анатольевна Ханюченко
План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний по теме «Глагол»
Предмет : Русский язык .
УМК : "Школа России".
Класс : 4.
Учитель : Ханюченко Наталья Анатольевна.
Тема : "Обобщение знаний по теме "Глагол ".
Тип урока : урок общеметодологической направленности.
Форма проведения урока : групповая.
Цели урока :
Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации материала по теме "Глагол " и способностей к учебной деятельности.
Задачи урока :
Образовательные :
- обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе ;
Развивать умения употреблять глаголы в речи .
Развивающие :
Развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы;
Развивать умение работать с различными источниками информации;
Развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие) .
Воспитательные :
Повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;
Воспитывать любовь к родному языку ;
Воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.
Планируемые результаты :
ЛИЧНОСТНЫЕ :
Развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям,
Сформированность учебных мотивов,
Интерес к способу решения и общему способу действия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ :
Познавательные :
Структурирование знаний ,
Понимание места «Глагола » в системе частей речи русского языка ,
Понимание общих признаков глагола ,
Синтез целого из частей,
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные :
Выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
-планирование работы в группе ,
Контроль затраченного времени на задание,
Оценивание своей работы на уроке
Коммуникативные :
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,
Умение слушать собеседника,
Учет разных мнений и умение обосновать собственное
Предметные :
Уметь работать с источниками информации;
Уметь мыслить, рассуждать, делать выводы
Оборудование :
интерактивная доска, слайдовая презентация-тренажер, конверты с заданиями, листы самооценки, конверты с пословицами, учебник «Русский язык » для 4 класса , карточки с индивидуальными заданиями.
План урока .
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся .
4. Сообщение темы и задач урока .
7. Стадия осмысления.
8. Закрепление пройденного материала.
9. Включение изученного в систему знаний .
10. Самопроверка и самоанализ.
11. Итог урока
12. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Организованный вход в класс .
Формирование групп (фишки с цифрами) .
Сегодня на уроке у нас гости , поприветствуйте их.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок .
Он полон открытий и полон тревог.
Ты учителя внимательно слушай,
Чтоб задания выполнить смог.
Чтоб красиво нам писать
Нужно пальчики размять!
(Упражнение «Поздоровайся ладошкой» .)
У каждого из вас на парте «Лист учёта работы» (лист самооценки, в котором вы будете оценивать себя за все виды работы на уроке . За каждое правильно выполненное задание вы получаете один балл.
2. Актуализация знаний .
Работа в тетради.
Число, классная работа .
Чистописание. (Запись на доске.)
ем ешь ете ет ут ют
им ишь ите ит ат ят
Что это за соединения? (Окончания глаголов .)
Как называются эти окончания? (Личные.)
Почему? (Глаголы изменяются по лицам .)
В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (Если глагол 1 спр .)
А второй? (Если глагол 2 спр .)
3. Самоопределение к деятельности.
Задание №1.
Прочитайте слова (карточки) :
Говорю, ломаю, аукаю, грущу, обижаю, люблю.
К какой части речи они относятся?
Запишите эти глаголы в неопределённой форме и разберите по составу.
(Один ученик у доски записывает слова в клеточки) .
г о в о р и т ь
л о м а т ь
а у к а т ь
г р у с т и т ь
о б и ж а т ь
л ю б и т ь
По первым буквам прочтите слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке .
О какой части речи идет речь? (Глагол .)
4. Сообщение темы урока .
И сейчас вы сами сможете сформулировать тему нашего урока .
Ответы детей :
На этом уроке мы будем обобщать знания о глаголе , как о части речи.
Учитывая тему, какие цели поставите себе на урок ? (По опорным словам.)
Работа по карточкам :
Повторить,
обобщить ,
упражняться….
Большая нам предстоит работа? Трудная?
Но мы - то с вами знаем, что одному не под силу, то легко коллективу.
Вспомним правила работы в команде. (Выбор капитана, распределение обязанностей, участие всех, каждого выслушать, проверка, оценивание.)
Учитель :
И пусть наш урок пройдёт под девизом :
(Чтение учителем стихотворения о глаголе .)
Глагол – особая часть речи ,
Она заставит действовать нас всех :
И обеспечит…
Тогда в конце урока для тебя успех !
5. Мотивация учебной деятельности.
Какое время года сейчас идёт? (Весна.)
Когда приходит весна, она всегда приносит что-то новое, красивое, необычное.
И урок у нас сегодня будет необычный.
Посмотрите на картинку. Что изображено на рисунке? (Весенний лес.)
Что не соответствует действительности? (Лес опустел, нет птиц и зверей, цветов и грибов.)
Сможет ли лес жить без них?
Давайте вернем жителей леса домой.
Они прислали конверты с заданиями.
Наша задача - выполнить все задания за урок и вернуть жителей леса.
6. Закрепление материала с проговариванием во внешней речи.
I. Стадия вызова.
«Мозговой штурм» .
- Ответьте на вопрос : «Кто что делает?»
Солнце -, грач - …., заяц -, колокольчик -, тропинка -, бабочка -, гнездо -, -. , ветер -, молния -. , трава -. , дождь - …
Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).
«Корзина идей» .
Что мы узнали о глаголе на предыдущих уроках ?
Правила проведения.
1. Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь все, что знает (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты) .
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить все, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.
5. Все сведения кратко, в виде «тезисов» записываются в «корзину» идей. (Без комментариев, даже если идеи ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать идеи, факты, имена, мнения, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока .)
Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе , при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в «корзине идей» все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения без комментариев, даже если они ошибочны) .
II. Стадия осмысления.
Составление кластера (работа в группах) .
Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер . Напомните, пожалуйста, что это такое.
(Кластер-это пучок , созвездие, гроздья.)
Сначала пишем слово «глагол » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
Чтобы вспомнить все изученные орфограммы и правилами, связанные с написанием глаголов , поработайте в группах.
Коллективная работа.
Интерактивная игра «Что я знаю о глаголе » .
Орфографическая разминка. Задание №2.
Словарный диктант.
Вставьте в словах пропущенные буквы. (Слова записаны на доске.)
Ра…ий, сла. кий, клю., св. тить, л. сная, прил. тели, тр…пинка, б. рёза, гн. здят. ся.
Какие орфограммы встретились?
На какие три группы можно распределить эти слова? (Обозначить части речи над словами.)
Выпишите из словарного диктанта глаголы . Разберите их по составу. (Один ученик работает на откидной доске) .
Самопроверка.
Действие какого предмета может обозначать глагол светить ? (Картинка с изображением солнца.)
А солнце светит и зовёт
Весной в природу нас, в поход.
Воспитательный момент.
А в какую одну большую группу можно объединить эти слова? (Природа.)
Как необходимо вести себя в природе весной?
С помощью слов в кроссворде составьте правила поведения в природе. (Работа в парах.)
г о в о р и т ь
л о м а т ь
а у к а т ь
г р у с т и т ь
о б и ж а т ь
л ю б и т ь
Желаете совместить полезное с приятным и, не выходя из класса , побывать в весеннем лесу?
Но что же мы видим? (Лес опустел, исчезли звери и птицы, грибы и цветы.)
Я вам открою маленький секрет – наши знания и умения по теме помогут спасти лес .
Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе и поможем лесу . (Конверты с заданиями.)
Конверт «Птицы» . Задание №3.
Творческая работа. Работа в группах.
Роль глагола в предложении .
Прочитайте текст.
[ = - ], [ - = ] .
Уч-ся :
– Это четвёртое предложение, т. к.в нем две грамматические основы :
первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.
(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)
Учитель : Как вы думаете, с какой целью мы выполнили это задание?
Уч-ся : Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом .
Конверт «Цветы» . Задание №4.
Начальная форма глагола . Что ты о ней знаешь?
(- Что делать? Что сделать?
Окончания –ть –ти –чь
НФГ, инфинитив
Нельзя определить никакие грамм. признаки)
Самостоятельная работа.
Подчеркни глаголы в начальной форме :
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Проверка.
Оценивание.
Конверт «Деревья» . Задание №5.
Работа в парах.
Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Выпишите глаголы
Тает – 3л., ед. ч.
Засвищут – 3л., мн. ч.
Бегут – 3л., мн. ч.
Оденется – 3л., ед. ч.
Конверт «Грибы» . Задание №6.
Лексическая и орфографическая работа.
– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы ?
– Действительно, они всю работу взяли на себя.
Логическая пятиминутка. (Работа с фразеологизмами.)
Работа в группах.
Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний.
(Чтобы речь была яркой, образной)
Что такое фразеологизмы? (крылатые слова и выражения)
Объясните, что означают эти фразеологизмы?
(Работа в группах) .
Каждой группе было дано задание,найти толкование фразеологизмов :
1 группа - Вставлять палки в колеса - намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо).
2 группа - Зарубить на носу – запомнить раз и навсегда – раньше также употреблялось в прямом значении.
Так говорили о неграмотных людях, которые, чтобы не забыть, делали на помять зарубки на дощечках, палочках. Их носили всегда с собой, и назывались они носом.
3 группа - Ловить ворон - упускать благоприятный случай, момент.
4 группа - Обвести вокруг пальца - хитро обмануть.
Выступления групп.
Ребята, у нас в библиотеке есть словарь-фразеологизмов. Вы всегда можно обратиться к нему за помощью, если у вас возникнут трудности.
Зачем нужно знать фразеологические сочетания?
(Чтобы речь была яркой, образной.)
III. Закрепление пройденного материала.
Работа по карточкам разноуровневого характера.
глагола ?
В апреле.
(Разноуровневые задания.)
глаголов .
глаголов .
Проверка. Самооценка.
7. Включение изученного в систему знаний .
Графический диктант.
– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+» . Если не согласны, то знак «–» .
1. Все три глагола имеют неопределенную форму : гореть, учить, лечит.
2. В слове листа. шь безударная гласная И.
3. Все данные слова – глаголы-исключения : гнать, держать, писать, дышать.
4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
5. Глагол встречаете – 1-го лица.
6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.
7. Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.
8. Все данные глаголы I спряжения : мечтает, учит, стирает.
9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.
10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.
Учащиеся выполняют графический диктант.
Ключ :
№ п/п Ответы № п/п Ответы
8. Самопроверка и самооценка.
Проверим правильность выполнения теста (тест на доске) .
Поставьте напротив каждого правильного ответа - 1 балл.
Подсчитайте количество полученных баллов.
У кого количество баллов совпало с отметкой, которую вы себе поставили за урок , поднимите руку.
9. Итог урока . Рефлексия учебной деятельности.
Мне хочется вернуться к девизу урока и спросить у вас - удалось ли глаголу заставить нас работать, читать, писать, спрягать?
Я научился … .
Я понял, что могу … .
Мне понравилось … .
У меня получилось … .
Оценивание учащихся.
Не зря потрудились?
Я желаю вам не только знаниями , но и реальными поступками относиться
к родной природе бережно.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
(Берегите Землю! Берегите)
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите.. .
11. Домашнее задание.
Домашнее задание будет носить разноуровневый характер.
Выберите задание по силам!
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Учебник с. 117 упр. 249
Написать памятку «Правила поведения в природе» с использованием глаголов с частицей НЕ .
1 уровень (на «3» )
Составить словосочетания с каждым глаголом
2 уровень (на «4» )
глаголом , поставив имена существительные в нужную форму. Запишите эти словосочетания.
2) С одним из словосочетаний составить предложение.
3 уровень (на «5» )
1) Составить словосочетания с каждым глаголом , поставив имена существительные в нужную форму.
2) Запишите эти словосочетания. С одним из словосочетаний составить предложение.
3) Выполнить его синтаксический разбор и дать характеристику предложению.
4) Определить падеж имён существительных
Закончен урок , и выполнен план ,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились !
Лист результатов работы учени…
Задания Баллы
1. Работа с кроссвордом
2. Словарный диктант с заданием
3. Роль глагола в предложении
4. Неопределенная форма глагола
5. Глаголы настоящего и будущего времени
6. Фразеологизмы
7. Самостоятельная работа
8. Графический диктант
ОБЩИЙ БАЛЛ
Конверт «Птицы» . Задание №3.
Творческая работа.
Роль глагола в предложении .
Прочитайте текст.
Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.
А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.
[ = - ], [ - = ] .
Конверт «Птицы» . Задание №3.
Творческая работа.
Роль глагола в предложении .
Прочитайте текст.
Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.
А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.
[ = - ], [ - = ] .
Конверт «Цветы» . Задание №4.
глагола .?
Подчеркни глаголы в начальной форме :
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их иль срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Конверт «Цветы» . Задание №4.
Что ты знаешь о начальной форме глагола .?
Подчеркни глаголы в начальной форме :
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их иль срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Конверт «Цветы» . Задание №4.
Что ты знаешь о начальной форме глагола .?
Подчеркни глаголы в начальной форме :
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их иль срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Конверт «Деревья» . Задание №5.
Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.
Засвищут –
Оденется –
Конверт «Деревья» . Задание №5.
Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.
Засвищут –
Оденется –
Конверт «Деревья» . Задание №5.
Прочитайте стихотворение.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, определите лицо и число.
Засвищут –
Оденется –
Задание № 7. Самостоятельная работа.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола ?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.
В апреле.
Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.
Все в природе дыш. т, начина. т расти.
(Разноуровневые задания.)
1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.
2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов .
3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов .
Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.
Проверка. Самооценка.
Задание № 7. Самостоятельная работа.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола ?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение.
В апреле.
Апрельское солнце свет. т ярко. Первые стрелочки зеленой травки прореза. т весеннюю землю. Мягкий ветерок гон. т, тороп. т облака. На гибких ветвях берез появилась нежная листва.
Все в природе дыш. т, начина. т расти.
(Разноуровневые задания.)
1 – простой – вставить пропущенные буквы, подчеркнуть их.
2 – средний – вставить пропущенные буквы, определить время глаголов .
3 – сложный – вставить пропущенные буквы, определить время и спряжение глаголов .
Выбирайте себе карточку, задания которой сможете выполнить.
Проверка. Самооценка.
В этом разделе вы найдете различные открытые уроки по Русскому языку . Вас ожидают типовые задачи, благодаря которым можно повысить формирование универсальных учебных действий; креативные уроки, повышающие интерес учеников к данному предмету; представление обычных программ в нестандартной и интересной форме; оригинальные модели уроков, как презентационного типа, так и современные уроки с самообразовательным элементом в начальной школе.
Контрольно-измерительные материалы «Материалы для оценивания навыков осмысленного чтения обучающихся 7-11 классов»
Возможно использование данной разработки при проведении контроля уровня осмысленного чтения в любых общеобразовательных классах. Разработка содержит практические задания, связанные с чтением и анализом текстов разной тематической направленности
Май 2019 1094 0
-
Данный урок введения новых знаний c использованием метода «мозгового штурма» способствует развитию: креативного и аналитического мышления; навыков успешной коммуникации; продуктивного сотрудничества; правильного отношения к адекватной критике; толерантности. Урок подготовлен для 3 класса по УМК Эльконина-Давыдова к учебнику Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
Апрель 2019 922 1
Оценочный лист на уроке литературы и русского языка как средство контроля и самоконтроля обучающихся
Статья посвящена вопросам оценивания знаний и умений обучающихся, приводятся примеры оценочных листов, используемых на уроках литературы и русского языка
Апрель 2019 457 0
Создание условий для изучения русского как неродного в условиях массовой школы
В статье рассматриваются вопросы организации обучения ребёнка-инофона в условиях массовой школы: в классе с 25 обучающимися. Предлагается программа коррекционно-развивающей работы с таким ребёнком, рабочие листы для организации работы на уроке и во время индивидуальных консультационных занятий
Апрель 2019 644 0
Формирование устной и письменной речи младших школьников
В данной статье предложены варианты упражнений, направленные на развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координаций, а также на формирование орфографически и синтаксически полноценной письменной речи
Июнь 2018 927 1
Персонализация обучения на уроках русского языка: методический подход к применению типологии DISC
В статье рассматриваются вопросы персонализации обучения русскому языку. Автор предлагает методические рекомендации по организации педагогического общения с обучающимися разных типов, приводит примеры дифференцированного подхода к обучению на материале текстов упражнений и прилагаемых к ним заданий из учебника русского языка
Май 2018 647 0
«Развитие речевой компетенции личности»: Элективный курс по русскому языку для 7-го класса
В статье представлено календарно-тематическое планирование элективного курса для 7 класса, который позволяет учителям русского языка и литературы воспитать грамотную языковую личность и подготовить некоторые обучающегося к итоговому устному собеседованию в 9 классе
Май 2018 2621 0
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе
В данной статье дано краткое пояснение что такое универсальные учебные действия, рассмотрены виды: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Пояснено в чем суть изменений в современном начальном образовании. Перечислены ключевые аспекты. Приведены примеры восьми типовых заданий по предметам начальной школы для реализации федерального государственного образовательного стандарта
Март 2018 1039 0
-
Метод: тестирование
Прием: контрольное тестирование
Но прежде, давайте повторим ранее изученное, чтобы выяснить насколько вы усвоили прошлые темы уроков. Для этого мы с вами выполним небольшой тест.
Метод: слово учителя
Для начала мы поделимся на варианты, вариантов будет 4, начиная с первой парты - 1 и 2 вариант, вторая парта - 3 и 4, 3 парта -1 и 2 вариант и т. д.
На доске написаны задания, для всех они одинаковые, но у вас разный языковой материал, сейчас я вам его раздам. Итак, ваша задача, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, выполнить синтаксический разбор каждого предложения и обозначить все виды осложнений в простых предложениях, если они есть (можно просто подписать сверху карандашом).
У кого возникли вопросы? Кому непонятно что нужно сделать?
На работу вам 5-7 минут, затем сдаем и переходим к изучению новой темы.
Организация письменной работы учащихся.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Итак, ребята, откройте свои учебники на странице 62-ой. Давайте ответим на данные в учебнике вопросы.
1. Что изучается в разделе текстоведение? Для чего это нужно, по вашему мнению?
2. Какие требования вы знаете необходимые для построения текста?
3. Как вы думаете зачем нужен план построения текста (сочинение, изложение и т. д.) Какие виды планов вам известны?
Любая речь - это текст. Давайте прочитаем схему и вспомним какие разновидности речи существуют.
Хорошо, а теперь послушайте два варианта и определите какой из прочитанных будет являться текстом.
Озвученное выразительное чтение:
Котёнок разбил вазу. На улице был сильный дождь. Я ничего не знаю. Мама пошла в магазин.
У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый. Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Ребята, какой вариант мы можем назвать текстом? Почему?
Давайте откроем учебник на стр. 63 - ей и попробуем проанализировать оба варианта по основным признакам текста.
Первое - единство темы, что бы определить есть ли здесь тема, давайте попробуем выяснить о чем говорится в первом яз. материале и во втором?
Таким образом, мы с вами можем сказать, что второй вариант это текст.
Второй признак - наличие главной мысли. Для того чтобы определить главную мысль текста, давайте попробуем озаглавить оба варианта.
Как можно озаглавить первый материал?
А второй?
Таким образом, мы с вами определили, что второй текст имеет единство темы.
Третий признак - относительная завершенность.
Ребята можем ли мы сказать, что мысль во втором примере завершена? О чем говорится в тексте? Описываются котенок, который есть у Виталика. А в первом примере о чем говорится? Значит завершенности в нем не может быть, так как нет основной мысли.
Четвертый признак - грамматическая и смысловая связь предложений. В каком из двух примеров есть смысловая и грамматическая связь?
Пятый признак логическая связь частей. То есть во втором тексте мы с вами можем выделить микротемы, какие?
Хорошо, ребята, все верно второй пример является текстом и мы с вами это доказали, опираясь на основные признаки.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Итак, ребята, для закрепления материала, давайте выполним упражнение 144 - ое. Прочитайте текст, озаглавьте, т. е. выделите главную мысль в тексте.
Ребята, как можно озаглавить данный текст?
Хорошо, ребята, в этом тексте кольцевая композиция, в чем ее особенность?
Какие еще виды композиций вы знаете? В чем особенности каждой?
Метод: слово учителя
Прием: оценочное слово учителя
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
А теперь ребята, откройте страницу в учебнике 67-ую. Ознакомьтесь с таблицей. Давайте вспомним в чем заключается особенность каждого способа связи предложений в тексте.
Параллельная?
Последовательная (цепная)?
Комбинированная?
Метод: слово учителя
Прием: инструктирующее слово учителя
Теперь выполним упражнение 150-ое для закрепления.
Прочитайте задание. Давайте разделим тексты по рядам, первый ряд анализирует первый текст, второй ряд -второй текст и третий ряд соответственно третий текст. Работаем самостоятельно, затем вместе проверяем. На работу вам минут 5. Кому не понятно что нужно делать?
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Ребята, теперь проверяем. Вова, пожалуйста как ты проанализировал текст под номером один?
Настя, что получилось у тебя с текстом под номером два?
Ребята, кто не согласен? Проверьте у кого не так.
Полина, как ты проанализировала третий текст?
Ребята, кто не согласен? Проверьте у кого не так.
Метод: слово учителя
Таким образом, мы с вами закрепили знания по теме признаки текста. Мы с вами выделили 5 признаков текста, вспомнили способы связи и поработали с языковым материалом. Вы хорошо справились и продемонстрировали свои знания.
Метод: слово учителя
Прием: комментирующее слово учителя
Ребята, а теперь запишем домашнее задание. Ребята, орфографический минимум, который я задавала на прошлом уроке, остается на следующий урок, то есть на завтра, что бы вы хорошо подготовились, а так же напомню, что дома вы должны были найти минимум 10 предложений со словами которые являются вводными словами и членами предложения. Надеюсь, все справились. А так же дома выполните упражнение 152 - ое. Вам нужно исправить текст и записать правильный вариант.
Метод: слово учителя
Прием: обобщающее слово учителя
Итак, ребята, давайте подведем итог, сегодня на уроке мы хорошо и продуктивно поработали.
Давайте еще раз назовем основные признаки текста.
Узнали ли вы сегодня на уроке что-то новое?
Молодцы, ребята! Спасибо за работу! Урок окончен!
Метод: Диктант
Прием: Слуховой диктант (письмо по памяти)
Ребята, а сейчас мы с вами выполним задание для развития памяти и внимания.
Сейчас я вам прочитаю предложение, внимательно слушаем.
Языковой материал:
Злой плачет от жалости, а жадный от зависти.
А теперь, ребята, попробуйте записать предложение по памяти.
Теперь проверяем. У кого получилось?
Давайте попробуем еще раз.
Слушаем внимательно.
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв-сестер родных?
33, а сколько люди
Могут слов сложить из них?
Теперь записываем что запомнили.
Ребята, прочитайте, что у вас получилось?
Проверяем.