Как рисовать из пластилина. Картины из пластилина - техника выполнения плоскостной, объемной и жгутиковой живописи
Всех рада видеть у себя в гостях! Вот сейчас скажу, что все вы и так знаете! Согласитесь, все наши малыши невероятно талантливы! Даже не буду по косточкам разбирать таланты, скажу так, талантливы все, и всем. А остальное зависит и от родителей, что они развивают, и от возможностей, и от предпочтений самого крохи. Вот сегодня и поговорим о задатках творчества в наших маленьких. И попробуем посмотреть, как развить эти задатки, мастеря картинки из пластилина. Обещаю, будет интересно! Присоединяйтесь!
Итак, о чем будет беседа? Какие возможности дают занятия с пластилином, с кем актуальны такие игры и что можно сконструировать при помощи этого материала.
Вдохновляемся
Предлагаю слепить картинку для самых маленьких:
Наш результат я показывала в инстаграме:
Публикация от Селиванова Елена (@сайт) Окт 12 2017 в 9:21 PDT
Замечательные урок по лепке картинок пейзажа из пластилина можно найти на канале Видео Лепка. Видеоуроков немного, но одного-двух вполне достаточно, чтобы понять основной принцип и даже создавать шедевры.
И наш резкльтат по этому уроку:
Публикация от Селиванова Елена (@сайт) Окт 12 2017 в 10:10 PDT
Прошу не относиться к такому творчеству, как к чисто малышовому. Есть картины, которые достойны восхищения и могут занять почетное место на стене квартиры. У нас, например, стоит картина, которую мы лепили по сказке Пушкина «Руслан и Людмила. Помните начало:
«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том …»
Вторая наша любимая картина
Вы только посмотрите, какие шедевры можно создавать. Иногда даже масляная живопись не смотрится так эффектно и объемно, как пластилиновая.
Развиваем карапуза при помощи пластилина
Для детей любое совместное занятие с родителями – уже полезное и правильное времяпрепровождение. Ведь, карапуз за это время, видит искренние проявления любви к нему: улыбки в его адрес, поцелуи и поглаживания, слышит добрые слова. А еще, он играет! Все эти факторы способствуют развитию его личности.
Но вот карапузу исполняется год, и уже хочется начать закладывать основание его творческому потенциалу. Обучать делать что-то своими руками. И пластилин в этом сыграет наиважнейшую роль! А дело в том, что он, словно подхватывает эстафету у тех игрушек, которые мы покупали крохе для развития мелкой моторики. Его приятно мять в руках малышу (конечно, если мы предварительно размяли материал, и довели его до предельно пластичного состояния). А когда обнаруживается, что он «рвется» и снова слепливается, малыш будет счастлив!
Подытожу польза лепки:
- Развивается мелкая моторика;
- Закладывается основа творческой личности;
- Малыш эмоционально развивается;
- Ребенок получает удовлетворение, когда понимает, как сделать ту или иную вещь самому;
- Укрепляется память;
- Лепка – наглядная демонстрация цвета, формы и объемы предмета;
- Укрепляются мышцы рук.
Ребенок 2 3 года уже в состоянии не просто получать удовольствие от того, что разминает в ручках податливый пластилин, но может уже начать поэтапно творить! Что это будет? Давайте поговорим об этом!
Но прежде, хочу обратить ваше внимание на выбор этого материала для лепки. Хорошо, когда его цветовая гамма настолько разнообразна, что позволяет создавать любые, даже очень яркие поделки. Но самое главное, что должно волновать родителей – это безопасность вещества. Проверьте состав и убедитесь, что можете доверить его крохе.
Поделки из цветного пластилина
Что можно создать благодаря пластилину? Есть некоторые интересные и необычные техники работы с этим материалом. Благодаря чему возможно:
- Лепка животных;
- Рисование пластилином;
- Создание картинки заплатки.
Как слепить с малышонком животных? Если кроха совсем мал, поручите ему отдельные легкие и простые детали, которые в принципе, могут быть любой формы. А сами возьмитесь за более сложные вещи, например, за голову с ее ушками, глазками, носиком и т.д. Соединив, получите достойную работу.
Малыш растет, и теперь он уже научился делать все сам. От начала и до конца он может слепить животного, домик, солнышко или человечка.
Для раскрашивания уже имеющейся картины, нужно выделить те части, с которыми справится ваш карапуз. Ему годика 2? Тогда покажите, как отщипнуть небольшой кусочек от бруска и скатать его.
Какие элементы вы можете научить его делать? Пока самые простые: полоски и шарики. Но и этого достаточно, чтобы кроха поучаствовал в работе любого масштаба. Он при помощи этих двух фигур может сделать многое; из шариков – лепестки цветочка, снежинки или звездочки. А из полосок – веточки, стебельки, гребни волн.
Для аппликации пластилином понадобится чуть больше сноровки, умения и подготовки. И в первую очередь подготовим все необходимые инструменты.
Нам понадобится:
- Идея;
- Шаблон;
- И цветной пластилин.
На картоне или на бумаге рисуем картинку. Можно скачать шаблон в интернете, или самому придумать содержание, можно просто взять любимые раскраски. Изображение может носить любую идею. Например, актуально отложить на зимние каникулы подарки на новогодние праздники. Тогда аппликация, выполненная карапузом. Станет отличным сюрпризом родным и близким.
Техника исполнения:
- лепка готовых деталей и затем приклеивание их к основе, как аппликация
- лепка маленькими кружочками
- просто заполнение рисунка, так сказать размазывание пальцами
- тоненькими веревочками из пластилина — расскатывают максимально тонкие колбаски из пластилина и выкладывают их, заполняя рисунок
Предлагаю шаблоны для картинки. Внимание, лайфхак: распечатывать не обязательно, можно приложить лист бумаги к монитору и обвести контуры.
Картинки увеличиваются по клику.
Как рисовать с самыми маленькими
Итак, рисуем картинку. Продумываем сразу, что может сделать кроха. С учетом его возможностей. Если это будет снеговик, тогда не стоит рисовать его большим. Маленькая ладошка карапуза еще не справится с тем, чтобы раскатать большой кусок пластилина, даже, если мы его предварительно разомнем. Сделайте 2 или 3 снеговика. Так даже будет интереснее.
Нарисовали. Малыш сделал кружочек, помогите ему закрепить эту деталь на основе. Переходите к следующей части картинки.
Вот так просто, учитывая интерес и способности крохи, вы разовьете творческие способности ребенка. Что еще хочу напомнить? Это время занятий. Не ждите, когда кроха устанет. пусть первые уроки лепнины пройдут 5-10 минут. Всегда можно потом откорректировать время.
Друзья! Желаю всем постигать науку быть хорошими родителями! Делитесь секретами с нами, чтобы и мы могли стремиться к идеалу! А на сегодня все! Только напомню, что у вас есть возможность рассказать всем своим друзьям о наших беседах, можете пригласить их к нам, пусть и они расскажут, что помогает им быть лучшими папами и мамами. Подписывайтесь на новости, перечитывайте старые беседы, оставайтесь активными! И… все! Пока-пока!
Лариса Савчук
Пластилинография - новый вид декоративно прикладного искусства.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, и «пластилин» - подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел.
Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал - пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.
В конце апреля мне предстоит провести с педагогами нашего детского сада мастер-класс по пластилинографии. В связи с чем, мне пришлось осваивать эту новую для меня технику. Сначала я училась сама, не включая в эту деятельность детей, а затем стала обучать и их.
Сегодня, дорогие коллеги представляю Вашему вниманию мои первые работы в технике "Пластилинография" и небольшие мастер-классы по ним. Может кому пригодится в работе.
Материал: плотный картон, контурные рисунки, хороший пластилин, салфетки для рук, вода в мисочке, стеки, доска для лепки.
Итак, приступаем.
"Оленёнок"
1. На картон наносится рисунок (можно использовать картинки с раскрасок).
2. Делаем фон картинки. Сначала определить цвет фона.
От пластилина отщипывают небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносят на поверхность. Можно применять смешанный пластилин для большей цветовой гаммы.
3. Пластилиновые мазки размазываются пальцами по всей поверхности не заходя за контур рисунка.
4. Затем скатываются небольшие жгутики, выкладываются по контуру рисунка, прижимаются и размазываются пальцем к середине заполняя центр элемента рисунка.
6. Контур рисунка выкладываем тонкими жгутиками чёрного цвета.
Готовую работу оформляем в рамку.
Аналогичным образом делаются и другие работы.
"Подводное царство"
1. На плотный картон в виде мазков нужного цвета наносим пластилин.
2. Пальцами размазываем пластилин по всей поверхности в направлении слева - направо.
3. "Заселяем" воду обитателями, растениями и т. д.
"Божья коровка на ромашке"
1. На плотном картоне делаем эскиз изображения.
2. Аналогичным образом пластилином заполняем фон.
3. Изображаем ромашку, затем божью коровку.
4. С помощью стеков, фигурных палочек, печаток - украшаем работу.
Вот такие первые работы в технике "пластилинография" у меня получились. С другими работами в этой технике и с работами моих воспитанников познакомлю Вас в следующих постах.
Цикл статей: уроки рисования для детей.
Наш очередной урок в школе рисования посвящается очередной нетрадиционной техники изобразительного искусства – художественной пластилинографии.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.
Приемы работы с пластилином и возраст ребенка:
С младшего возраста дети
с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:
раскатывать «колбаски» и «шарики»,
сплющивать «лепешки»,
вытягивать пластилин,
слеплять детали друг с другом.
Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:
Выполнение декоративных налепов разной формы,
прищипывание,
сплющивание,
оттягивание деталей от общей формы,
плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. В
и даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».
Пара полезных советов перед началом работы:
Если пластилин долго лежал на прилавке магазина – он скорее всего будет твёрдым, его трудно подготовить к работе, размять, особенно ребенку. Эту проблему легко исправить: пластилин нужно разогреть перед занятием в миске с горячей водой (но не кипятком). Так он размякнет и станет податливым.
Жировые компоненты, входящие в состав пластилина входят, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Картинка со временем не потеряет своей привлекательности, если перед началом занятия бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов.
Ребенок может ошибиться при нанесении контура под пластилинографию - дайте ему право на исправление ошибки. На картоне можно делать контур простым карандашом, тогда подправить моего можно стирательной резнкой, а на картоне "ламинированом" скотчем - можно рисовать фломастером, его можно легко подтереть влажной салфеткой.
От слов к делу:
Мастер-класс по технике «Пластилинография» - Совёнок
(для детей от 2-ух лет до младшего школьного возраста, подготовила Юлия Sovenok)
Нам потребуется:
лист цветного картона, кусочек фольги или серебристого картона, цветной пластилин (лучше восковой – он более мягкий и податливый).
Пусть под рукой будет также влажная тканевая салфетка, чтобы можно было вытереть руки ею в любое время, а после занятия - сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
Не забывайте: Работа с пластилином для ребенка – очень трудоёмкая, требует усидчивости, усилий, но природа детей такова, что они физически не могут выдержать долго сидеть на одном месте, поэтому в процессе занятия не пренебрегайте разминочками, и уж, конечно, если ребенок хочет отвлечься, побегать – позвольте ему это. Ему самому будет интересно, потом вернуться к занятию – ведь самое главное – это результат! Ставьте акцент на результат работы.
Приступим!
Шаг 1. Вырезаем из картона основу для пластилинографии – мы сделали ее с округлыми краями – так интереснее. При работе с пластилином лучше использовать - плотный картон, ни в коем случае не тонкие листы бумаги - она деформируется и рвется при выполнении приёмов примазывания, придавливания, сглаживания и расплющивания пластилина.
Шаг 2. Рисуем контур для совенка. Слева на рисунке мой контур - справа дочки (ей 3 года), почетную миссию нарисовать "лицо" я доверяю ей на обоих листах, она к этому уже привыкла.
Шаг 3. Не выходя за контуры, вылепливаем перья, начиная с туловища, затем - крылья. Для этого нужно скатать маленькие шарики из пластилина разных цветов, и ряд за рядом выкладывать их и примазывать к поверхности картона.
Шаг 4. Вырезаем из серебристого картона (или фольги) два небольших кружка - это глаза , на кусочек пластилина присаживаем на необходимое место.
Шаг 5. Подготавливаем "перья" для головы , таким образом, как указано на рисунке. Их по кругу, не выходя за контуры тоже надо удет вмазывать в картон.
Я не могла сфотографировать, как я вымазывала перья к голове совенка, поэтому сделала снимок, как это делала дочь. Как видите - с этим легко справляется трехлетний ребенок.
Шаг 6. Завершающие штрихи: брови - тонкие "колбаски", клювик, ножки и веточка - "колбаски" вмазанные в картон по направлению роста. На веточке - листики - вмазанные пластилиновые шарики (подобно перьям).
Вот и готово! Наши совята подружились и стали жить вместе:
Конечно - эту работу можно сделать аккуратнее и красивее, но мне было не до того, главная задача - поработать именно с ребенком.
Варианты рисования пластилином - пластилинографии:
- Хорошо, если в работе Вы будете использовать и природный материал: веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии, но и помогут им научится любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, сушеному и неказичтому листику.
- Так же Вам может пригодится небольшой и простенький мастер-класс по трафаретной пластилинографии . Такая техника позволяет без рисования контура сделать очень четкие края пластилинового рисунка, и в целом очень нравится детям - своей простотой, такая работа даже у самых маленьких малышей должна и обязана получится на отлично.
Фишки напоследок!
1. Если созданный руками ребенка шедевр Вы хотите сохранить на долгие годы или подарить близким людям: поверхность его лепнины желательно покрыть бесцветным лаком. Под лаковой плёнкой пластилин затвердеет, готовое изделие или панно - становится прочным и хорошо сохраняет яркость (но лучше не подвергать воздействию прямых лучей солнца). К тому же, если картина используется для оформления комнаты - преимущество лакированного рисунка в том, что с него легче убирать пыль.
Все дети очень любят работать с пластилином, ведь это очень увлекательно и интересно, можно лепить всё, что позволит творческая фантазия малыша: цветок любимой маме, необычных животных, посуду для кукол, смешных человечков, даже создать объёмную аппликацию! Занятие лепкой очень полезно для ребёнка: развивается творческое мышление и воображение, в действии находится моторика пальчиков, что благотворно влияет на усовершенствование речи маленького человека. Это занятие называется пластилинография.
Задача взрослых, которые хотят развивать художественные способности у ребёнка, это знакомить их с различными вариантами работы из пластилина, выполнять вместе с ними разные поделки, поддерживать интерес к проявлению фантазии и индивидуальности в своей работе.
Очень красивую картину можно выполнить для детей из пластилина на картоне, плотной бумаге, прозрачном стекле. Такие поделки бывают плоскими и объёмными , а выполняться они могут с помощью разных техник. Выбирая технику, следует учитывать, что будет изображено на будущей работе, для какого возраста малыша она рассчитана, сложность выполнения картинки.
Техника размазывания
Чтобы использовать такую технику, можно купить в специальном магазине готовый шаблон с картинкой , затем заполнить её пластилином (часто всё вместе продаётся сразу в наборе). А можно самостоятельно нарисовать шаблон на картоне, желательно цветном. Затем размять пластилин до мягкого состояния, уложить нужными цветами на изображение и размазывать, учитывая границы рисунка. Некоторые детали, на ваше усмотрение, можно сделать выпуклыми. Получится ещё эффектнее.
Техника жгутиков
Главное, в этой работе, чтобы ребёнок научился делать жгутики . Сначала надо придумать, что будет изображено на картине, из каких деталей она будет состоять. Затем с помощью взрослых делается рисунок-шаблон для будущей поделки. Вначале нужно заняться лепкой жгутиков. Для этого пластилин нужно размять и скатать в длинные колбаски, это и будут — жгутики. Они могут быть разной длины и толщины, в зависимости от того, какие фигурки будут из них лепиться. Такие жгутики нужно просто сворачивать в нужном направлении, вперёд или обратно, для получения какой-либо детали. Полученные фигурки прикрепляются к основе из плотной бумаги.
Галерея: картины из пластилина (25 фото)
Техника мозаики
Такая техника — это аппликация из небольших цветных шариков с использованием пластилина. Для такой поделки, как обычно, надо изобразить что-нибудь на картоне, а затем заполнить рисунок, заготовленными заранее, разноцветными шариками. Занятие лепкой этого вида техники развивает усидчивость и терпение у детей.
Объёмная техника
Эта техника исполнения особенно распространена в садиках, учреждениях младшей школы. Шаблон здесь не нужен, детали для композиции лепятся отдельно, а затем переносятся на картонную основу в виде каких-нибудь фигурок, растений или сказочных героев. Выполнять такую поделку это полёт для творческой фантазии и маленький автор сам может выбирать цветовое решение и размещение предметов на своей картине.
Несколько техник вместе
Если соединить сразу две, три техники в одной картине, получится очень оригинальная и своеобразная работа. Как лучше это делать, может подсказать ваша творческая фантазия и ребёнка, который участвует в создании этой красоты.
Например, создадим картинку с цветами. Принцип будет такой : сами лепестки выполним техникой размазывания, затем стебли и листья с помощью жгутиков. С помощью них можно сделать и красивую окантовку лепесткам цветов, а в серединку поместить шарики из цветного пластилина.
Цветы в кувшине
Предлагаем вам сделать из пластилина вместе со своим ребёнком очень красивую картину, это цветы в кувшине. В работе будут использоваться несколько техник. Выполнить такую аппликацию — несложно, увлекательно и очень интересно!
Материал для работы:
- Лист картона любого цвета.
- Клей.
- Ножницы.
- Разноцветный пластилин.
Этапы работы .
Аппликация из цветов
Очень красивый букет ромашек можно сделать тоже из пластилина. Выглядит такая поделка оригинально, свежо и по-летнему.
Материал для работы:
- Пластилин цветной.
- Лист картона синего цвета.
- Стек.
- Лак для волос.
- Карандаш.
Этапы работы .
Получилась прелестная картинка цветов из пластилина на картоне — букет очень симпатичных ромашек, которые можно повесить на стену, использовать для подарка или вставить в рамку и украсить рабочий стол. Можно распечатать обычные трафареты для рисования и лепить на них.
Картины из пластилина
Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства.
Пластилинография как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования
Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).
Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую фантазию.
Создание картины в этой технике - это новый уровень работы с пластилином, который может стать искусством.
В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства
Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками
Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время краткосрочных индивидуальных или подгрупповых занятий.
Воспитателю важно помнить, что в группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки.
Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты - удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки.
Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).
Методы обучения пластилинографии:
- наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
- словесные (беседа, объяснение, рассказ);
- практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).
Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание.
Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп
- Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
- Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник - аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
- Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
- Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе. В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д.
Умения и навыки детей усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками.
- В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие - один элемент (шарик, цилиндр, колбаска); создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу.
- У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе.
- В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе.
- Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность.
Виды рисования пластилином в детском саду
Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле.
Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать. Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся), но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами.
По способу создания изображения пластилинография бывает:
- Прямая Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки.
- Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.
- Витражная или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.
- Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.
- Контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.
- Многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.
Как разогреть материал: раскатываем часть пластилина в колбаску, проталкиваем его в шприц. Лишний материал срезаем стеком. Закрываем с помощью поршня шприц и нагреваем его содержимое с помощью воды или микроволновки.
Фотогалерея: виды пластилинографии в зависимости от способа нанесения
Пластилином закрашиваются контуры в первой младшей группе «Рыбка» выполняется во 2 младшей группе Работа воспитанника средней группы сделана как «Подарок папе» Обратная пластилинография «Медвежонок» подойдёт для детей старшего дошкольного возраста Такая кропотливая мозаичная работа «Матрёшка» требует усидчивости и терпения Контурная пластилинография «Рыбка» Многослойная техника очень живописна и позволяет передать краски живой природы
Уровень сложности поделок
У детей каждой возрастной группы отличается уровень способностей. Для гармоничной работы и положительных эмоций этот момент нужно учитывать.
Таблица: уровень способностей детей разного возраста
Возрастная группа | Навыки работы с пластилином | Форма работы | Вид работы |
Ясельная | владение навыками скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения элементов | индивидуальная | создание по образцу |
Вторая младшая | оттачивание навыков, приобретённых в ясельной группе, овладение более сложными навыками: прищипывание, оттягивание, разрезание, разглаживание, работа с простыми инструментами: стеки, ножницы | индивидуальная | создание по образцу, выполнение подобного |
Средняя | оттачивание навыков, приобретённых в ранних возрастных группах, освоение техники смешивания пластилина различных цветов, работа с более сложными инструментами: щёточки, фигурные формы, шприц (обычный без иглы или кондитерский с разнообразными насадками) | индивидуальная, работа в подгруппах | выполнение подобного, самостоятельное планирование композиции |
Старшая | добавляется использование бросового материала, комбинирование элементов различных видов пластилинографии | индивидуальная, работа в подгруппах, коллективная работа | самостоятельный выбор материалов, продумывание композиции, привлечение сюжетно-игровых элементов |
Подготовительная | знакомство с новыми техниками (барельеф, изразец), обучение оформлению готовой работы (рамка, багет, фон, паспарту) | индивидуальная, работа в подгруппах, коллективная | самостоятельный выбор материалов и вида выполнения работы, продумывание композиции, сочетание различных техник изобразительного творчества, обязательное использование сюжетно-игровых элементов |
Фотогалерея: образцы работ детей разных возрастных групп
Изображение цветка в прямой технике (первая младшая группа) «Ромашки», сделанные детьми второй младшей группы Детям средней группы по силам композиция «Космос» Работа детей старшей группы Красивый подарок на День матери (подготовительная группа)
Планируем занятия пластилинографией в детском саду
Для педагога занятия по изобразительной деятельности - это возможность создать связь между искусством и разными областями знаний. В творческом процессе интегрируются развитие речи, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание. Поэтому темы подбираются так, чтобы они отражали многообразие окружающего мира и соответствовали общественно значимым событиям, которые происходят в ближайшее к занятию время, или сезону. Например, патриотическую тематику целесообразно запланировать в ноябре, ко Дню народного единства, изготовление цветов, угощения будет уместно ко Дню матери.
Примерная тематика занятий с детьми среднего дошкольного возраста
- «Яблоки и ягоды на тарелке».
- «Жучки на цветочной клумбе».
- «Грибы».
- «Солнце в тучах».
- «Веточка рябины».
- «Осеннее деревце».
- «Рыбка».
- «Новогодняя ёлка».
- «Ёлочные игрушки».
- «Снеговик».
- «Снежная баба - франтиха».
- «Теремок».
- «Сова».
- «Весёлая ракета».
- «Подарок для папы (дедушки)».
- «Пирог для мамы».
- «Цветик - семицветик».
- «Белая берёза».
- «Космос».
- «Звёздное небо».
- «Пасхальное яйцо».
- «Ландыш».
- «Улитка на листочке».
- «Одуванчик»
В подготовительной группе следует вводить темы «Моя родина», «Моя семья», «Подводное царство», «Осення сказка», «Зимушка-зима нам забавы принесла». «Хоровод у ёлки». Они более объёмны по содержанию и требуют хорошей подготовки детей. Можно планировать также изображение расписной посуды и разных предметов одежды, народной игрушки, например, дымковской, тела человека в движении.
Дети седьмого года жизни порой способны создавать настоящие шедевры, если дать простор их фантазии.
Фотогалерея: работы детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему «Ёжик», «Павлин», «Ветка рябины», «Клоун», «Цветы» и другие
«Ёжик» Красочное изображение павлина На чудесном дереве мы видим приметы всех времён года Коллективная работа «Подводный мир» Забавный мишка выполнен в технике мазка Мозаичная пластилинография «Новогодний шар» Оригинальные ёлочные украшения в смешанной технике «Хризантемы» «Избушка бабушки Яги» Расписные пасхальные яйца «Ветка рябины» «Весёлые клоуны» «Флаг России»
Шаблоны в помощь воспитателю
Шаблоны, контур которых надо заполнить пластилином разных цветов, подходят для прямой и более сложных видов пластилинографии.
Фотогалерея: шаблоны с изображением фруктов, овощей и животных
Шаблон «Божья коровка» Шаблон «Ёжик» Шаблон «Щенок» Шаблон «Снегирь» Шаблон «Кот» Шаблон «Овощи и фрукты»
Фотогалерея: шаблоны одежды и посуды
Шаблон «Кувшин» Шаблон для росписи «Гжель» Шаблон «Чайник» Шаблон «Чашка» Шаблон «Кастрюля» Шаблон «Брюки» Шаблон «Свитер» Шаблон «Куртка» Шаблон «Шуба» Шаблон «Юбка» Шаблон нарядного платья Шаблон одежды для кукол
Фотогалерея: шаблоны транспорта и фигур людей
Шаблон грузовика Шаблон «Скорая помощь» Шаблон «Такси» Шаблон «Пароход» Шаблон «Кораблик» Шаблон «Вертолёт» Шаблон «Самолёт» шаблон «Паровозик»
Шаблон «Фигуры людей» Шаблон «Клоун» Шаблон «Человечки» Шаблон «Дети» Шаблон «Человек в движении»
Также интересно работать с шаблонами на картоне с уже готовым фоном. Контуры заполняются цветным материалом.
Фотогалерея: шаблоны животных с готовым фоном
Шаблон «Лев» Шаблон «Жучок» Шаблон «Кузнечик» Шаблон «Стрекоза»
Шаблон «Стегозавр»
Шаблон «Птеролактиль»
Шаблон «Динозаврик»
Шаблон «Поросёнок»
Шаблон «Петух»
Шаблон «Страус»
Описание содержания конспекта НОД по пластилинографии для ясельной группы «Колобок» автора Потекаевой Н. Г.
- Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, раскрашивание раскрасок по сказке «Колобок».
- Форма работы: подгрупповая (6–7 человек).
- Цели: обучение приёмам скатывания, прикрепления, отщипывания; развитие согласованной работы обеих рук; обучение работе в коллективе.
Ход занятия
Организация проекта или кружка по пластилинографии
Разнообразить формы работы с детьми по рисованию пластилином можно, используя проектную и кружковую деятельность. В первом случае воспитатель имеет возможность глубже и систематичнее подойти к ознакомлению детей с этим замечательным видом искусства, во втором - расширить круг тем и используемых дополнительных материалов.
Этапы подготовки проекта
- Цель: формирование творческого мышления воспитанников ДОУ при помощи техники пластилинографии.
- Задачи:
- обучение выполнению простых элементов в заданной технике;
- обучение созданию в художественной форме предметов окружающего мира;
- обучение работать на заданном пространстве;
- развитие пространственного мышления;
- развитие эстетического вкуса;
- освоение основ конструирования;
- воспитание усидчивости, аккуратности, терпения;
- привлечение к работе в коллективе.
- Составление развёрнутого планирования:
- подготовительный этап работы;
- привлечение мотивирующего материала в начале проектной деятельности;
- по возможности приурочить выполнение проекта к значимому в жизни детского сада событию (День матери, Праздник осени, Новый год, День Победы, День космонавтики).
- Осуществление проектной деятельности.
- Презентация проекта. Когда проект закончен, то его можно показать (другой группе, в холле детского сада, в актовом зале на празднике). Дети рассказывают о своей работе слушателям, которые оценивают их творчество.
Описание проекта «Подарки осени»
- Цель: подготовить творческую работу к Празднику осени в детском саду.
- Задачи:
- оттачивание навыков работы с пластилином;
- развитие эстетического вкуса;
- художественное воспроизведение предметов окружающего мира;
- обучение работе в группе.
- Воспитанники делятся на подгруппы, самостоятельно распределяют обязанности по созданию отдельных частей композиции: рисование пластилином грибов, создание в контурной технике стволов деревьев, использование мозаичной техники для изображения ягод и животных, применения методов работы с ножницами и стеками для создания объёмных элементов.
- Презентация работы на Празднике осени в актовом зале (с музыкальным сопровождением и чтением стихотворений).
Фотогалерея: коллективные работы детей подготовительной группы по проекту «Осень»
«Осенние деревья» «Дети в осеннем парке» «Осень в лесу» «Пластилиновая осень»
Литература и подсказки для создания кружка
Перед разработкой рабочей программы кружка рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данной технике:
- Г.Н. Давыдова. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
- Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.
- Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2006.
Для самообразования педагогу будет полезно ознакомиться с пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей:
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144.
- Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996.
В программе кружка учитываются:
- возрастные особенности детей, которые будут заниматься в кружке;
- формы проведения занятий;
- методы и приёмы, которыми будет пользоваться педагог;
- средства (материалы и инструменты для творчества, привлечение ИКТ и технических средств);
- режим занятий;
- прогнозируемые результаты, которые должны быть достигнуты при выполнении программы;
- темы занятий.
Фрагменты из программы кружка по рисованию пластилином для старшей группы
- Рекомендуется привлечение информационных компьютерных технологий. Это нужно для показа рабочих схем, наглядных примеров, изображений произведений искусства. Просмотр такого материала развивает фантазию и творческое мышление воспитанников.
- У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому презентации и видеоматериал стимулируют эмоционально насыщенную работу с пластилином.
- Режим занятий кружка: для детей старшей группы (5–6 лет) занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Длительность занятия составляет 25–30 минут.
- Работа по рисованию пластилином проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся разные задачи.
Мониторинг программы отображает, каким был уровень навыков в начале учебного года и чему научились дети в конце. Для каждого ребёнка есть таблица, где отображён уровень умений работы с пластилином и инструментами для лепки, способность следовать рекомендациям педагога, уровень развития творческого мышления, самостоятельности при построении композиции и выработке творческого замысла.
Видеоматериалы по рисованию пластилином
Предлагаем вашему вниманию видеоматериалы о разных техниках пластилинографии.
Видео: «Рыбки в аквариуме» из пластилина
Видео: мастер-класс по контурному рисованию пластилином
Видео: аквариум - поделка с пластилином в комбинации пластилинографии и лепки на плоскости
Видео: рисуем пластилином осенний лес
На занятиях пластилинографией дети работают с разными материалами и инструментами, развивают мелкую моторику и тренируют руку к письму. Этот вид искусства знакомит с оригинальным применением материалов и открывает новый взгляд на предметы быта и объекты природы. Дошкольники совершенствуют речевые навыки и радуются общению в коллективе.