Исторические формы и особенности догматики и культа иудаизма. Национальные религии Вопросы для контроля
Известно много религиозных течений, которые формировались в разное время и имеют собственные принципы и основы. Одно из основных отличий заключается в количестве богов, в которые верят люди, так есть религии, основанные на веровании в одного бога, а есть и многобожие.
Что это монотеистические религии?
Учение о едином Боге принято называть монотеизмом. Есть несколько течений, которые разделяют представление о сверхтварном Творце. Разбираясь в том, что значит монотеистическая религия, стоит сказать, что так называют три основных мировых течения: христианство, иудаизм и ислам. По поводу других религиозных направлений ведутся споры. Важно заменить, что монотеистические религии – это отличающие направления, поскольку одни наделяют Господа личностью и разными качествами, а другие просто возносят центральное божество над другими.
В чем отличие монотеизма от политеизма?
В значении такого понятия, как «монотеизм» разобрались, а что касается политеизма, то он является полной противоположностью единобожия и основан на вере в нескольких богов. Среди современных религий к ним можно отнести, например, индуизм. Приверженцы политеизма уверены, что существует много богов, которые имеют свои сферы влияния, и привычки. Ярким примером являются боги Древней Греции.
Ученые считают, что сначала возникло многобожие, которое со временем перешло к вере в единого Бога. Многих интересуют причины перехода от политеизма к монотеизму, так вот есть несколько объяснений этому, но самой обоснованной является одна. Ученые считают, что подобные религиозные изменения отражают собой определенные этапы развития общества. В те времена происходило укрепление рабовладельческого строя и создание монархии. Монотеизм стал некой базой для формирования нового общества, которые верят в единого монарха и Бога.
Мировые монотеистические религии
Уже было сказано, что главными мировыми религиям, которые основаны на монотеизме, являются христианство, ислам и иудаизм. Некоторые ученые считают их массовой формой идеологической жизни, которые направлены на усиление морального содержания в ней. Правители государств Древнего Востока во время становления единобожия ориентировались не только на свои интересы и укрепление государств, но и на возможность максимально эффективно эксплуатировать людей. Бог монотеистической религии дал им шанс найти путь к душам верующих и укрепиться на своем троне монарха.
Монотеистическая религия – христианство
Если судить по времени возникновения, то христианство является второй мировой религией. Изначально она была сектой иудаизма в Палестине. Подобное родство наблюдается в том, что Ветхий Завет (первая часть Библии) является важной книгой как для христиан, так и для иудеев. Что касается Нового завета, который состоит из четырех Евангелий, то эти книги священны только для христиан.
- Есть в теме монотеизм заблуждения в христианстве, поскольку основа этой религии, это вера в Отца, Сына и Святого духа. Для многих это противоречие основ единобожия, но на самом деле это все считается тремя ипостасями Господа.
- Христианство подразумевает искупление и спасение, и люди верят в Бога к грешному человеку.
- Сравнивая другие монотеистические религии и христианство, следует сказать, что в этой системе жизнь истекает от Бога к людям. В других же течениях человек должен приложить усилия, чтобы вознестись к Господу.
Монотеистическая религия – иудаизм
Самой древней религией, которая возникла примерно с 1000 году до н.э. Пророки для формирования нового течения использовали разные верования того времени, но было единственное важное отличие – наличие единого и всемогущего Бога, который требует от людей строгого соблюдения морального кодекса. Возникновение монотеизма и его культурные последствия являются важной темой, которую продолжают исследовать ученые, и в иудаизме выделяют следующие факты:
- Основателем этого течения является пророк Авраам.
- Иудейский монотеизм устанавливается, как основная идея для нравственного развития еврейского народа.
- Течение основано на признании единого бога Яхве, который судит всех людей, причем не только живых, но и мертвых.
- Первое литературное произведение иудаизма – Тора, в котором указываются основные догматы и заповеди.
Монотеистическая религия – ислам
Второй по величине религией является ислам, который появился позже других направлений. Зародилось это течение в Аравии в VII веке н. э. Сущность монотеизма ислама заключается в следующих догмах:
- Мусульмане должны верить в единого Бога – . Он представлен существом, которое обладает моральными качествами, но только в превосходной степени.
- Основателем этого течения был Мухаммед, к которому явился Бог и передал ему ряд откровений, описанные в Коране.
- Коран является основной мусульманской священной книгой.
- В исламе есть ангелы и злые духи, именуемые джиннами, но все сущности находятся во власти Бога.
- Каждый человек живет по божественному предопределению, поскольку Аллах назначает судьбу.
Монотеистическая религия – буддизм
Одна из старейших религий мира, название которой связано с важным титулом ее основателя, называется буддизмом. Возникло это течение в Индии. Есть ученые, которые перечисляя монотеистические религии, упоминают об этом течении, но по сути его нельзя отнести, ни к единобожию, ни к многобожию. Объясняется это тем, что Будда не отрицает наличия других богов, но при этом он уверяет, что все подчиняются действию кармы. Учитывая это, выясняя, какие религии монотеистические, включать в перечень буддизм некорректно. К его основным положениям относят:
- Никто кроме человека не может остановить процесс перерождения , поскольку в его силах изменить себя и достичь нирваны.
- Буддизм может принимать разные формы с учетом того, где он исповедуется.
- Это направление обещает верующим избавление от страданий, переживаний и страхов, но при этом, она не подтверждает бессмертие души.
Монотеистическая религия – индуизм
Древнее ведическое течение, которое включает в себя разные философские школы и традиции, называется индуизмом. Многие, описывая основные монотеистические религии, не считают нужным упоминать об этом направлении, поскольку его приверженцы веруют примерно в 330 млн. богов. На самом деле это нельзя считать точным определением, поскольку индуистская концепция является сложной, и люди могут понимать ее по своему, но все в индуизме вращается вокруг единого Бога.
- Практики считают, что нельзя понять одного верховного Бога, поэтому его представляют в трех земных воплощениях: Шива, и Брахма. У каждого верующего есть право самостоятельно решать, какому воплощению отдавать предпочтение.
- У этого религиозного течения нет одного основополагающего текста, так верующие используют веды, упанишады и другие.
- Важное положение индуизма указывает, что душа каждого человека должна пройти через огромное количество перевоплощений.
- Карма есть у всех живых существ, и все поступки будут учтены.
Монотеистическая религия – зороастризм
Одной из самых древнейших религиозных направлений является зороастризм. Многие религиоведы считают, что все монотеистические религии начались с этого течения. Есть историки, которые говорят о том, что она дуалистическая. Появилось оно в древней Персии.
- Это одно из первых верований, которое представило людям борьбу добра и зла. Светлые силы в зороастризме представлены богом Ахурамаздой, а темные – Анхра-Манью.
- Первая монотеистическая религия указывает, что каждый человек должен поддерживать свою душу в чистоте, распространяя добро на земле.
- Основное значение в зороастризме имеет не культ и молитва, а добрые дела, мысли и слова.
Монотеистическая религия – джайнизм
Древняя дхармическая религия, которая изначально была реформаторским течением в индуизме, принято называть джайнизмом. Появилась и распространилась она в Индии. Религия монотеизм и джайнизм не имеют ничего общего, поскольку это течение не подразумевает веру в Бога. К основным положениям этого направления относят:
- Все живое на земле имеет душу, которая обладает бесконечными знаниями, силой и счастьем.
- Человек должен отвечать за свою жизнь в настоящем и будущем, поскольку все отражается на карме.
- Цель этого течения заключается в освобождении души от негатива, который вызывают неправильные действия, мысли и речи.
- Основная молитва джайнизма – мантра Навокар и во время ее пения человек выказывает уважение освободившимся душам.
Монотеистические религии – конфуцианство
Многие ученые уверены, что нельзя считать конфуцианство религией, и называют его философским течением Китая. Идея монотеизма может просматриваться в том, что Конфуций был со временем обожествлен, но при этом это течение практические не уделяет внимание природе и деятельности Бога. Конфуцианство во многом отличается от основных мировых монотеистических религий.
- Основывается на строгом выполнении существующих предписаний и обрядов.
- Главное для этого культа – почитание предков, так у каждого рода есть свой храм, где совершаются жертвоприношения.
- Цель человека – найти свое место в мировой гармонии, а для этого необходимо постоянно совершенствоваться. Конфуций предложил свою уникальную программу для гармонии людей с космосом.
Среди национальных религий, в значительной степени повлияли на развитие мирового религиозного процесса, следует прежде всего назвать иудаизм - национальную религию евреев. Многие мировоззренческих представлений, догм и ритуалов иудаизма можно увидеть в мировых религиях - христианстве и исламе. Кроме того, в условиях потери евреями государственности и территории иудаизм играл роль главного фактора сохранения евреев как нации. Иудаизм в узком смысле - это сугубо национальная религия, поскольку иудеями могут быть только этнические евреи. В широком смысле он представляет собой комплекс правовых, моральных, философских и религиозных представлений, которые на протяжении тысячелетий определяли уклад жизни еврейского населения Земли.
Иудаизм - первая в мире монотеистическая религия
Истории известны три религиозные монотеистические системы: иудаизм, христианство и ислам. Религиоведение установило их преемственность, взаимное влияние и закономерность возникновения в одном регионе Земли - ближневосточном. Здесь, на Ближнем Востоке, раньше, чем в других регионах нашей планеты, зародились первые древнейшие очаги цивилизации, сформировались первые цивилизованные деспотии, государства с абсолютной властью фараонов, императоров, царей. Монотеизм - отражение деспотического абсолютизма. Единственный деспот, режим абсолютной власти в то далекое от нас время не могли функционировать без своей духовной опоры - религии с одним-единственным богом.
Иудаизм - первая в истории монотеистическая религия. С небольшими изменениями в догматике, культе и организации он существует со II-I тыс. До н. е. Процесс его возникновения и формирования известен нашим современникам, главным образом, из текстов Библии, точнее, древнейшей ее части - Ветхого Завета.
Термин "иудаизм" (в переводе с иврита - "Яаадут") происходит от имени Иегуды - мифического основателя древнего племени евреев. Согласно библейской легенде, это племя было самым многочисленным и сильным среди двенадцати еврейских кочевых племен. В Библии о них упоминается как о "двенадцать колен Израилевых", основоположниками которых якобы были двенадцать сыновей Иакова, одного из патриархов (вождей) предков израильтян: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулан, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Вениамин, Иосиф (колено Иосифа иногда разделяют на колени Эфраима и Манассии). Они кочевали берегами Средиземного моря. Во главе племен стояли военачальники (в Библии они называются "судьями"). В XIII в. до н. е. эти племена пришли в Ханаан - ближневосточного региона, позже стал называться Палестиной по имени племени филистимлян (от др.. "пелиштим" - народ моря), которое завоевало узкую прибрежную полосу Средиземного моря примерно в то же время, когда евреи захватили равнину региона. В Библии часто упоминаются и другие его названия: "земля Израиля", "земля евреев", "земля Яхве", "наследство Израиля", "Священная земля", "Земля обетованная". Древние иудеи Палестиной называли только западную часть территории, которую заселяли филистимляне ("Палестина" - "Филистии" - земля филистимлян). "Отец истории" Геродот называл эту землю "Сирия Палестина", а с начала V в. до н. е. греки распространили название "Палестина" на всю территорию региона. Несмотря на такой плюрализм названий, нельзя считать, что употребление слова "Палестина", в применении к древнему миру, хоть как-то бросает тень или, наоборот, добавляет аргументов к сегодняшней политико-национально-религиозной территориального спора между евреями и арабами-палестинцами. Более 50 лет продолжается эта конфронтация с частыми кровавыми конфликтами и разрушительными войнами.
Потребность в защите неустойчивого объединения еврейских племен от многочисленных врагов-кочевников стала причиной появления сильной централизованной власти. По инициативе судьи Самуила в Ханаане был создан монархию - Израильско-иудейское царство. Первым ее царем в 1030-1010рр. н. е. был Саул. Он происходил из маленького еврейского племени вениамитян, потомков Вениамина, и был специально предложен на царство, чтобы свести к минимуму межплеменные распри, а то и вовсе покончить с ними. В одном из боев с филистимлянами Саул погиб. Его сменил царь Давид из рода Иуды. Он правил в 1010-970 гг. До н. е. В Библии Давида назван величайшим из царей. Он превратил Израильско-иудейскую государство из коалиции разрозненных племен в единую империю, а Иерусалим - на ее столицу (с тех пор Иерусалим называют "городом Давида"). Будучи талантливым музыкантом, он написал книгу Псалмов. Его успешное правление обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин "иудей" стал часто использоваться как эквивалент термина «еврей».
В 970-930 гг. До н. е. царем Израильско-Иудейского царства был сын Давида Соломон по прозвищу "Мудрый". Он прославился гибким умом и необычностью суждений. Нашему современнику трудно поверить в то, что этот человек действительно жил и был царем, имела поразительное количество жен и наложниц, построила странный храм, которому суждено неоднократно быть разрушенным, отстроенным и снова превращенным в руины. Но больше всего Соломон заслужил уважение потомков своим умом. Он был едва ли не единственным персонажем в истории цивилизации, о котором и иудеи, и христиане, и мусульмане утверждают: "Устами библейского царя говорит сама Мудрость". За последние три тысячи лет эту истину никто так и не решился опровергнуть.
Соломон стал царем в шестнадцатилетнем возрасте. О начале его царствования известный историк еврейского народа Иосиф Флавий (I в. Н. Э.) Гласит: "Юные годы его не мешали ему быть справедливым, строго соблюдать законы и помнить предсмертные наставления своего отца. Он решал все дела с большой осторожностью, что был намного старше и обладал значительно большим опытом... "1.
Первое же судебное решение, его принял Соломон, раскрыло народу всю глубину мудрости молодого царя. К нему пришли две женщины, которые жили по соседству и одновременно родили детей.
Ребенок одной из женщин умерла, и она тайно подложила ее соседке, а себе забрала живу. Вторая мать лишь утром заметила подмену. По ее мольбы вернуть сына, соседка ответила: "Нет, твой сын мертвый, а мой - живой". Обе женщины обратились к царю Соломону с просьбой их рассудить. Он выслушал обоих и сказал, что немедленно прикажет разрубить ребенка пополам, чтобы поровну разделить ее между претендентками. Услышав такое, настоящая мать согласилась отдать сына своей соседке чтобы только сохранить ему жизнь. Другая упорно твердила: "Пусть он не достанется ни тебе, ни мне. Рубите!". Тогда царь объявил, что он точно определил, кто является настоящей матерью младенца. Такой мудрый подход к решению проблем получил название "Соломоново решение".
По преданию, у царя Соломона был перстень, на котором было высечено изречение: "Все проходит". В тяжелые моменты Соломон смотрел на него и успокаивался. Но однажды случилось такое несчастье, что мудрые слова, вместо того, чтобы утешить царя, вызывали у него приступ раздражения. Разгневавшись, он снял кольцо с пальца и швырнул его на пол. Перстень покатился и Соломон вдруг увидел, что на его внутренней стороне тоже есть какая-то надпись. Заинтересовавшись, он поднял кольцо и прочитал: "И это пройдет". Таким образом, эта, казалось бы, трагическую ситуацию было предусмотрено вековой мудростью. Горько засмеявшись, Соломон надел перстень и больше с ним не расставался.
Исследователи истории евреев и иудаизма приписывают Соломоновы авторство 90% мировой афористики (обобщенных и завершенных мыслей-выражений в лаконичной форме): "Все суета сует. Все тщетно и ловля ветра»; "Не поможет богатство в день гнева, правда спасет от смерти"; "Мудрая жена обустраивает свой дом, а глупая разрушает его собственными руками"; "Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит камень вверх, до того он и вернется"; "Что золотое кольцо в носу свиньи, то же и женщина красивая, но безрассудная" и т. Д. Соломону также приписывается авторство глав Библии - "Экклезиаста" (от давньогр. - Проповедник), "Песнь песней" и "Притчи Соломоновы" (915, из других источников - 3000, небольших аллегорически назидательных рассказов, в которых содержание событий и их развитие зависят от сверхъестественного начала).
За годы правления Соломона Израильско-иудейское царство стало богатой и могущественной империей, однако люди в ней страдали от великихподаткивипримусовоитрудовоиповинности.У930 г. до н. Э. э., когда престол после Соломона унаследовал его сын Ровоам, народ поднял против него восстание, в результате чего государство разделилось на два самостоятельных царства: Иудею (на юге) и Израиль (на севере). Иудейское царство основали два колена Израиля - Иуды и Вениамина. Оно было небольшим (его площадь составляла примерно 5630 кв. Км), просуществовало до 587 г. до н. Э. э., когда его захватили вавилоняне разрушили Иерусалим и насильно переселили большую часть населения в Вавилон. Израильское царство основала остальные поколений сыновей Иакова. Его территория была в три раза больше площадь Иудеи. Просуществовало оно до 721 г. до н. Э. э., когда его завоевали ассирийцы.
Еврейские племена в Ханаане были политеистическими, с многочисленными простыми культами и первобытными ранними верованиями, как и любые другие кочевники. Только во второй половишь П тыс. До н. е. в части этих племен (в связи с процессом распада в них родового строя) возникло представление о сотворении мира единственным творцом. Конечно, им мог стать только главный бог племени Иуды по имени Яхве, поскольку это еврейское племя в Ханаане было не только мощным, но и наиболее воинственным (отсюда еще одно имя в Яхве - Саваоф, что в переводе с древнееврейского значит - воинственный). В те времена Яхве-Саваоф представлялся богом с крыльями, летает между облаками и появляется во время грозы, молнии, бури и пожара.
Постепенно Яхве был признан общим Богом всех двенадцати колен. Все другие боги были частично отвергнуты, некоторые слились с образом Яхве, а части из них много евреев поклонялись веками и в дальнейшем. Авторитет Яхве значительно вырос в еврейской общине после того, как во время правления царя Соломона в Иерусалиме его честь был воздвигнут храм (945 г. до н. Э. Е.). Яхве стал почитаться как царь, с небесного трона руководит судьбами людей земного царства - Израиля.
Храм строили десятки тысяч людей на протяжении семи лет. Он был построен из камня, внутренние стены были облицованы ливанским кедром и инкрустированные золотом. Храмовый комплекс включал притвор (часть храма, отделенная от средней его части глухой стеной), святилище (алтарь - часть храма, предназначенную для священнодействия духовенства) и Святую Святых - комнату размером 10 метров в длину, ширину и высоту. В Святая Святых находился Ковчег Завета - ящик для хранения священных предметов. Изнутри эта комната была обшита кедровым деревом с резными и инкрустированными золотом изображениями херувимов (в иудейской мифологии - одни из высших, следующие после серафимов, ангелы с шестью крыльями и многими глазами), плодов и цветов. По свидетельству Иосифа Флавия, вокруг храма было построено тридцать маленьких помещений, прочно скрепляли структурные элементы главного помещения. Внутри все здания были соединены между собой дверью. Наружная отделка храма была выполнена со столь тщательно обтесанных и пригнанных друг к другу камней, никто не заметил на нем даже следа от молотка или какого-то другого инструмента. Несмотря на всю эту величие, здание воспринималась как чрезвычайно легкая через соотношение своих элементов, а вся ее гармоничность казалась скорее естественной, чем результатом проявления строительного искусства. Во время освящения храма Соломон обратился к Богу с молитвой, в которой были такие слова:
Господи Боже Израилев!
Нет Бога подобного Тебе
на небе вверху и на земле внизу;
Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим,
которые ходят перед Тобой, всем сердцем своим...
Небо и небо небес не вмещают Тебя...
Услышь обращения и молитву, которую раб Твой
провозглашает Тебе сейчас.
В 587 г. до н. Э. е. Иерусалим захватила армия царя Вавилонского (ныне территория Ирака) Навуходоносора П. Храм Соломона был разрушен, значительная часть населения царства оказалась в плену, а другим удалось бежать в страны, расположенных на побережье Средиземного моря. Через 50 лет Вавилонское царство было завоевано Персией, и евреи получили возможность вернуться на родину. Однако не все они вернулись в Иерусалим. Большинство осталась жить в разных частях Персидской империи. Состоялось первое рассеяние евреев по Земле. В истории это явление называется процессом образования еврейских диаспор. Одним из его последствий стало увязывание евреями своего религиозной жизни с местными синагогами (с гр. - Собрание, собрание, молитвенный дом и сообщество верующих в иудаизме). В дальнейшем синагоги превратились в главное место религиозного поклонения и образования. Этот факт стал одной из основных причин быстрого увеличения еврейских общин в странах Средиземноморья в течение последующих веков.
В 520 г. до н. Э. е. восстановление храма Бога Яхве в Иерусалиме было завершено. Этот, по сути, второй Иерусалимский храм значительно уступал первому. В нем не было Ковчега Завета. По преданию, Соломон якобы знал, что его храм будет разрушен и поэтому подготовил подземный тайник, в котором пророк Иеремия спрятал затем Ковчег Завета. Найти этот тайник не удалось до сих пор. На место в Святая Святых, где находился Ковчег Завета, было положено камень, на него первосвященник ставил кадильницу в великий день очистки; в Святая Святых был только один золотой светильник, а жертвенник во дворе храма был составлен из камня. Но и этот храм разрушили в 70 г. н. Э. е. римские завоеватели во время подавления восстания евреев. От него сохранилась только одна западная стена. ее называют "Стеной Плача". До сих пор она остается местом паломничества иудеев всего мира.
С 520 г. до н. Э. е., то есть со времени построения второго Иерусалимского храма, иудаизм существует как монотеистическая религия. Яхве стал единственным Богом иудеев, а все беды и невзгоды евреев начали объясняться расположением определенной их части другим богам.
Тысячелетняя мечта всех иудеев - восстановить Иерусалимский храм, построить новый, третий храм бога Яхве. ее осуществления значительно приблизилось после того, как, согласно решению Организации Объединенных Наций (ООН), 14 мая 1948 было провозглашено создание независимого государства Израиль, а территорию Палестины разделена на еврейскую (20770 кв. км) и арабское государства. Но уже в 1948-1949 гг. Состоялась первая арабо-израильская война, в ней Израиль захватил значительную часть арабской территории и не допустил создания Палестинского арабского государства. У1964 г.., Во время очередной арабо-израильской войны, Израиль оккупировал и большие территории Египта, Сирии, Иордании, восточную часть Иерусалима. В 1979 г.. В Кэмп-Дэвиде (СЕЛА) было подписано мирное соглашение между Израилем и Египтом, а в 1993 г.. Израиль и Организация освобождения Палестины достигли договоренности о создании Палестинской автономии. Однако вопрос об окончательном возвращении захваченных Израилем территорий еще не решен. Противостояние на Ближнем Востоке продолжается и в начале XXI в., Что никак не способствует повышению авторитета иудаизма, его возвращению к своим религиозным традициям.
Итак, освобождение иудеев из Вавилонского плена и построение в 620 г. до н. Э. е. в Иерусалиме второго храма в честь бога Яхве дали начало новому, монотеистической этапа в эволюции иудаизма. Вавилонский плен стал причиной расселения евреев в других странах и возникновения там еврейских колоний (диаспор). Под влиянием окружающих религиозных течений и включение в зороастрийскую культуру в иудаизм были привнесет вера в мифы об ангелах и сатану, в загробное царство и бессмертие души. Тогда же, во время Вавилонского плена, среди евреев усилилось движение за освобождение, и иудаизм стал идейной мотивацией к восстановлению государственной независимости в форме их возвращения на землю предков с целью восстановления Иерусалимского храма. Во главе объединения евреев вокруг Иерусалимской святыни стали жрецы.
Иудаизм - первая в истории человеческого сообщества монотеистическая религия. Она является результатом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока - Месопотамии, Египта и Ханаана. На протяжении веков иудаизм сохраняет свою самобытность и оригинальность.
Культ Яхве
Эти важнейшие изменения в общественной жизни людей не могли не найти своего отражения в религии: из многочисленного сонма духов и богов, в которых верили различные еврейские племена и роды, выделился бог, который стал считаться покровителем всего еврейского народа. Понятно, что это могло иметь место только тогда, когда стали объединяться племена. Богом еврейского народа стали считать Яхве, или, как его раньше неправильно именовали в литературе, Иегову.
Культ Яхве очень древнего происхождения. Он существовал задолго до объединения еврейских племен в израильское государство. Но тогда он был одним из многих культов, а сам Яхве считался одним из многих богов, которым поклонялись различные еврейские племена. Известны, например, имена богини Анат, богов Бетэль, Эльон, Шаддай. Сказывалось и влияние народов?соседей, в частности финикиян, ассирян, вавилонян: евреи заимствовали у них богов Таммуза, Молоха, Астарту.
В истории известна форма религии, которой в конце XIX века учеными было дано название {генотеизма}. Она заключается в том, что данный народ или данное племя поклоняются определенному богу, считая его своим верховным покровителем и руководителем: но при этом он не отрицает существования и других богов, чужих, покровительствующих другим народам и племенам. Поклонение Яхве было на протяжении многих столетий не монотеистическим, не единобожеским, а геотеистическим: оно не исключало, а, наоборот, предполагало признание того, что у других народов существуют другие боги.
Вначале Яхве почитался некоторыми родами и племенами скотоводов-кочевников как дух или демон пустыни. В дальнейшем он превратился в бога племени Иуды. Когда еврейские племена соединились в Израильское государство, причем главную роль в этом соединении сыграло племя Иуды, бог-покровитель этого племени стал богом-покровителем всего еврейского народа и Израильского царства. Изменилась и его основная функция. Так как главной его задачей, как покровителя, стало руководство военными операциями против филистимлян, моавитян и прочих внешних врагов, он стал богом войны. Постепенно менялся в воображении верующих и внешний вид бога Яхве. Первоначально он изображался, вероятно, в виде льва, потом? в виде быка (тельца). В дальнейшем Яхве приобретает человеческий образ, хотя в очень многих случаях и позднейшие его изображения сохраняют черты животного.
В представлении верующих Яхве отнюдь не был вездесущим: он обитал в определенном месте. Известно, что гора Синай долго считалась обиталищем Яхве. Высоты ее служили предметом культа и других богов Палестины. Когда культ Яхве стал приобретать преобладающий характер, на тех же высотах стало совершаться служение Яхве, так же до сих пор на них совершалось служение прочим ваалам (хозяевам, богам). Переадресовать богослужение с любого ваала на Яхве было очень легко, так как характер этого богослужения был один и тот же: как правило, это было кровавое жертвоприношение, сопровождаемое весьма кратким словесным обращением к богу. Вопрос о месте богослужения считался весьма важным. Он был связан с вопросом о том, где живет бог, ибо молиться ему надо было именно там, где он находился. С течением времени возникло представление о том, что Яхве обитает в одном определенном месте? в ковчеге. По библейскому описанию, ковчег представлял собой ящик на носилках, на крышке которого стояли два золотых литых керуба (херувимы)[См. Исход, гл. XXXVII.]. Некоторые исследователи древнееврейской религии считают, что первоначально ковчег изображал собой трон Яхве, другие полагают, что в нем находились статуи Яхве в виде тельца и его жены Анат-Яху. Существует еще мнение, что в ковчеге находились камни-метеориты. Во всяком случае, примечательно, что бог Яхве, по библейским представлениям, жил в переносном ящике.
По мере того как культ Яхве все больше вытеснял культы других племенных и родовых богов, выделялись и с течением времени приобретали все большее значение жрецы этого бога. Главной их обязанностью в этот период являлось не жертвоприношение? этим, по старой традиции родового общества, занимаются еще сами верующие, преимущественно главы родов и семей, ? а вопрошание божества, испрашивание у него предсказаний и совета. Жрец гадал при помощи камешков или палочек, называющихся урим и тумим, а также другими способами; Яхве ему безотказно отвечал, а верующий, обратившийся к помощи Яхве через посредство жреца, получал «точный» ответ на вопрос о том, как ему поступить в данном конкретном случае. В случае если с вопросом обращался сам царь, ответ приобретал особенно важное значение: в зависимости от него царь мог, например, начать или не начинать войну. В руках жрецов имелось, таким образом, важное средство воздействия на государственную политику.
Нет сомнений в том, что богу Яхве приносились человеческие жертвы. Библия сохранила много следов этого варварства. Хотя соответствующие места ее написаны в более позднее время, обычай человеческих жертвоприношений, безусловно, имеет более древнее происхождение и, конечно, относиться и к тому периоду, о котором мы сейчас говорим.
В этот период современных библейских книг еще не было. Были устные предания, сказания, песни, притчи и другие произведения народного творчества, конечно религиозно окрашенного.
По вертикали:
1. Община верующих, а также дом в иудаизме.
2. Верховная богиня, олицетворение солнца в синтоизме.
3. Объект культа в индуизме.
По горизонтали:
1. Царь Израильско-Иудейского царства, сын Давида.
4. Религия, распространенная в Японии.
5. Страна, где обитали Адам и Ева до грехопадения.
6. Иудейский царь, создавший государство со столицей в Иерусалиме.
7. Отец рода человеческого в Библии и Коране.
8. Представитель монотеистической религии с культом бога Яхве.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Религия как общественное явление. Основные понятия
План.. задачи религиоведения.. определение религии элементы и структкра религии место функции и роль релгии..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Религия как общественное явление
1. Определение религии. Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода
Задании для самостоятельной работы
1. Сопоставьте религии Древнего Востока. Древней Греции и Древнего Рима. Какие у них общие черты и какие особенности? Охарактеризуйте социальную роль родоплеменных религий в развивающихся странах,
Христианство
Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом связана с историей народов Европы и многих других стран мира. Сейчас христианство - самая ра
Основные даты
I в. н.э. - возникновение христианства;
313 г. - Миланский эдикт римского императора Константина Великого, уравнявший в правах христианство и другие религии;
325 г. -1 Вселенский
Вопросы для контроля
1. В чем состоят главные особенности христианства?
2. Какие идеи лежат в основе христианской религии?
3. С какими историческими событиями связано возникновение христианства?
Лекция 4. Православие
1. История и современное состояние православия.После того как в конце IV в. Римская империя распалась на Восточную и Западную, восточная ее часть становится сильным единым государс
Основные даты
398-404 гг. - годы правления Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, талантливого проповедника;
988 г. - крещение Руси киевским князем Владимиром Святославовичем;
Середин
Вопросы для контроля
1. Что означает понятие «православие»?
2. В чем состоят особенности православного вероучения?
3. Как управляется православная церковь?
4. Какие автокефальные православные
Лекция 5. Католицизм
Католицизм представляет собой самую многочисленную и наиболее распространенную разновидность христианства. По данным статистического еженедельника Ватикана международного центра Римско-католической
Основные даты
1204 г. - захват Константинополя крестоносцами;
1216 г. - основание доминиканского монашеского ордена;
1225 -1274 гг. - даты жизни Фомы Аквинского, видного католич
Лекция 6. Протестантизм
Понятием «протестантизм» обозначаются христианские церкви, возникновение которых связано с процессом Реформации. С начала XVI в. и по настоящее время возникло около двух тысяч разновидностей
Основные даты
XVI в. - широкое антикатолическое движение в Европе;
1483-1546гг.- годы жизни Мартина Лютера, основателя немецкого протестантизма;
1509-1564гг. - годы жизни Жана Кальвина, основат
Вопросы для контроля
1. Каковы идейные истоки Реформации?
2. Какие основные положения включает протестантское вероучение?
3. Что удалось осуществить в борьбе с католической церковью священнику и профе
Лекция 7. Ислам
Третьей по времени возникновения «мировой религией является ислам. Эта религия играет огромную роль в истории народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии, оказывая сущ
Основные даты
VII в. - зарождение ислама;
570 - 632гт. - даты жизни пророка Мухаммеда;
622г. - хиджра (переселение Мухаммеда из Мекки в Медину);
632-634гг. - правление первого преемник
Вопросы дня контроля
1. Как и когда возник ислам?
2. Как отразилось в мусульманской мифологии и в Ветхом Завете родство древних евреев и арабов?
3. Что такое Коран и какова его структура?
4.
Тема 8. Буддизм
Буддизм - самая древняя из существующих религий. Возникла она в VI в. до н.э. и за две с половиной тысячи лет прошла долгий путь развития. В настоящее время она распространена в странах Южной, Юго-
Основные даты
VII в. до н.э. - возникновение буддизма на территории северо-восточной части Индии;
623/24 - 543/44 гг. до н.э. - даты жизни Будды;
I в. н.э. - формирование двух основных направле
Буддизм
По вертикали:
1. Имя основателя одной из мировых религий.
2. Сущест
Национальные религии
У некоторых современных народов мира сохранились национальные религии, каждая из которых соотносится с определенным этносом и существует в основном в границах определенного государства, а также в о
Социальное учение мировых религий
Каждая религия, будучи определенной системой мировоззрения, вырабатывает свои принципы понимания не только природы, но также и общественных явлений. Уже в родоплеменных религиях складывается предст
Государственно-церковные отношения
История многих государств включает взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общес
Эволюция религии в современном мире
История человечества и история религии свидетельствуют о непрерывных изменениях в религиозной сфере. Менялись типы религий, исчезали различные формы национальных религий, укреплялись и разви
Иудаизм Иудаизм как национальная монотеистическая религия. Священное писание - Тора Периодизация истории иудаизма. Священное предание. Пророчества о грядущем мессии. Культ Яхве. Историческая трансформация культа: от храма и жертвоприношений к синагоге и молитве. Иудейский лунный календарь. Обряды и праздники календарного и жизненного цикла. Течения в современном иудаизме.
ИУДАИЗМ Термин «иудаизм» подразумевает религиозную традицию еврейского народа, древнейшие тексты которой собраны в Ветхом завете. Основная идея соглашения между богом Яхве и его народом была определена во времена Моисея, легендарного патриарха, который жил в XIII веке до н. э. Характерной чертой, отличавшей евреев от политеистических народов, в окружении которых они жили, была их преданность Богу Яхве был всемогущий и вечный Бог, создатель всего. Это был справедливый Бог – он насылал смерть на нечестивых, уничтожал своих врагов, но был милостив к истинно верующим. Яхве сурово наказывал тех, кто не следовал его законам, но был любящим и сострадающим отцом своего собственного народа, евреев. Он обещал послать им Мессию, который приведет их к победе над врагами. С VIII в. до н. э. Целый ряд пророков провозглашал, что все бедствия Израиля, в том числе покорение его чужеземными завоевателями были ниспосланным Яхве наказанием за то, что евреи не соблюдали соглашение с Богом. Однако, говорили они, эти страдания послужат очищению евреев и подготовят их к грядущей славе, когда в конце концов Яхве будет признан всеми народами мира.
История диаспор Утрата евреями независимости и покорение их различными империями (Персидской, македонской, Римской) привело к росту очагов расселения евреев в различных частях Средиземноморья и Ближнего Востока: Это называлось диаспорой. В самой Палестине после неудачи национальных восстаний против Рима а I и II в. , еврейского населения практически не осталось, но под водительством раввинов (учителей) иудаизм пережил диаспору. В начале III в. Еврейский религиозный закон был сведен в Мишну, которая стала частью Талмуда.
Монотеизм Монотеизм (от моно и греч. theos – бог), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма – многобожия. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Однако понятие Монотеизм относительно, т. к. ни одна религия не является последовательно монотеистической. В ходе исторического развития религии Монотеизм появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних государств боги отдельных племён соединялись в один «пантеон» , в котором первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В некоторых случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога (например, вавилонский Мардук), в других случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиционным жреческим культам (религиозная реформа Аменхотепа IV в Египте). Впервые относительно строгий Монотеизм возник и получил господство в середине и 2 -й половине 1 -го тыс. до н. э. среди евреев, когда жрецы храма Яхве в Иерусалиме установили свою религиозную монополию. Строгий Монотеизм, введённый в Аравии в 7 в. н. э. , составил основной догмат мусульманской религии. Т. о. , данные современной науки опровергают утверждение богословов (в т. ч. школы патера В. Шмидта) о том, что Монотеизм – якобы исконная религия человечества, а другие – ее искажения.
Священное писание - Тора – Пятикнижие древнеевр. Закон. Пять книг, написанных Моисеем после общения с Богом на Синайской горе. Приняты как основа в Иудаизме, составляют первых пять книг Ветхого Завета в Христианстве, есть среди священных книг в Исламе. Название книг в иудейской традиции: Берешит (“В начале”); Веэлле Шемот (“И вот имена”); Вайикра (“И воззвал”); Бемидбар (“В пустыне”); Элле Гадебарим (“Вот слова”). В христианской традиции они называются: “Бытие” – книга о сотворении мира и человека, о древнейшей истории человечества, о всемирном потопе, о поселении евреев в Египте; “Левит” – религиозное законодательство; “Второзаконие” – религиозное законодательство; “Исход” – книга о самом Моисее, десяти заповедях, освобождении евреев из египетского плена; “Числа” – история евреев после выхода из Египта. Считается что в Пятикнижии Моисей зашифровал свое тайное учение – Каббалу. Моисей (Мосса, Моша, Мусса) - пророк, библейский предводитель израильских племен, призванный богом вывести израильтян из фараоновского рабства. На горе Синай бог дал Моисею скрижали с 10 заповедями.
Десять заповедей Заповеди Моисея, данные для исполнения всеми евреями в книге «Исход» (одна из книг Пятикнижия), унаследованные Христианством. “Исход” 20: 1 -17: “Изрек Господь все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. е поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить Его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего его, ни раба его, ни рабыни его, ни кола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. ”
Священное писание - Тора создание мира Богом грехопадение Адама и Евы Авель и Каин Ной и Потоп Авраам и Исаак бегство из Египта и пророк Моисей заповеди Ветхого завета пищевые запреты мицвот
БИБЛИЯ В иудаизме и христианстве Библия – это собрание книг, составляющих Священное Писание (греч. Biblia – книги). В традиции иудаизма Библия называется Танах. Это слово образовано из начальных букв трех частей, составляющих Священное Писание: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания, или Агиографы). Танах включает 50 книг, написанных на древнееврейском языке в период с XIII-XII вв. по II в. до н. э. Тора, или Пятикнижие, состоит из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Невиим включает в себя книги Ранних Пророков – Иисус Навин, Судьи, 1 -я и 2 -я Самуила, 1 -я и 2 -я Царств (в Синодальном переводе последние четыре книги носят название 1– 4 Царств), и Поздних Пророков – Исаия, Иеремия, Иезекииль, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Ктувим включает в себя духовную поэзию (Псалмы и Плач Иеремии), любовную поэзию (Песнь Песней), книги Премудрости (Притчи, Иов и Екклесиаст), исторические книги (Руфь, 1 -я и 2 -я Паралипоменон, Есфирь, ездра и Неемия) и произведение апокалиптического жанра – книгу Даниила. Канонизация книг Священного писания (признание и закрепление состава входящих в него книг) проходила в течение нескольких веков. Тора приобрела свой канонический вид в V в. до н. э. , корпус пророческих книг сформировался к началу II в. до н. э. Состав агиографов был утвержден на собрании законоучителей в Явне в I в. н. э. Греческий перевод книг, входящих в состав Танаха (Септуагинта), был завершен к 100 г. до н. э.
Культ Яхве, Йахве, Иегова, в иудаизме бог. Имя Яхве образовано от тетраграммы YHWH, точное произношение которой неизвестно; произнесение имени Я. было табуировано, а тетраграмма рассматривалась как идеограмма слова "господь", в греческой передаче kýrios; в масоретской огласовке тетраграмма звучала как Иегова - название, принятое христианскими богословами в 14 в. Тетраграмма восходит к глаголу hyh - быть и по своей грамматической структуре может означать либо "постоянно сущий", либо - "творец всего сущего"; подлинное значение спорно.
Течения в современном иудаизме Хасидизм (евр. хасид – «благочестивый») – религиозное движение, возникшее в XVIII веке. среди евреев Польши, Литвы и России. Основатель: Израэль бен Елиэзер (Бешт) (1700– 1760). Его учение противопоставлялось учению раввинов и было направлено на подрыв их влияния. Распространилось среди беднейших слоев еврейской общины как протест против засилья раввинов и богатых евреев. Учение Бешта во многом опиралось на Каббалу и отличалось крайним мистицизмом. Он учил, что вне и кроме Бога ничего не существует, что человек занимает особое место в мире, имея целью служение Богу, познание божественных тайн и слияние с Богом, и, наконец, что эта цель может быть достигнута не изучением Торы и Талмуда? , чего требуют раввины, а страстной молитвой, старательным исполнением всех религиозных заповедей – благочестивым поведением. Согласно учению хасидов, среди благочестивых евреев ведущую роль играет цадик (праведник), наделенный силой чудотворения и предвидения. Отсюда – вера хасидов в харизматического лидера, первым из которых был сам Бешт. В дальнейшем его власть и авторитет в хасидской общине наследовали другие цадики, и эта преемственность сохраняется до наших дней.