Дуэль ленского с онегиным. Евгений онегин отрывок - дуэль Евгений онегин из за чего произошла дуэль
Сердце Владимира было разбито. Он просто не мог поверить в то, что Онегин так безжалостно и просто играл с его чувствами. Он не хотел верить в то, что все эти долгие вечера, проведённые вместе, у камина за разговороми о совершенно не имеющих смыла вещах, но таких важных и необходимых для Ленского, были настолько безразличны Жене. Он искренне верил, что все немногословные кивки Онегина после его (Ленского) рассказов о прекрасной Ольге были молчаливым выражением сочувствия и понимания бедному Ленскому, которого угораздило влюбиться в такую ветреную и беспечную особу, а ни как не способом избавиться от совершенно лишнего (по мнению Онегина) разговора. Владимир всегда верил, что нужен Жене также сильно, как он был нужен ему. Любовь к Онегину стала стремительно поглощать Ленского, паралельно затуманивая его рассудок. Владимир бегал за Евгением, как хорошая собака, повсюду таскающаяся за своим хозяином. Его влюблённое сердце превращало любое касание или короткие переглядки с Онегиным из обычной коммуникации во что-то большее, способное в любую минут разорвать его без последующей возможности снова быть собраным. Он совершенно забыл про Ольгу. Теперь ни одна девушка не могла сравниться в глазах Ленского с Онегиным. Но Евгений Онегин был очень умным (в плане любовных дел и обольщения) молодым человеком, и поэтому сразу заметил эту не дружескую симпатию со стороны его приятеля, так не умело пытающегося это скрыть. К тому же, Евгений был лишним человеком, человеком не этой эпохи, человеком-изгоем, а кроме того, настоящим эгоистом (хоть и по неволе). Ему всегда было скучно и... это ли не прекрасный способ развеселить себя?! Этим шансом мог воспользоваться только Онегин, и он сделал это. Он начал свою игру, умело манипулируя Ленским. Он был не очень хорошим актёром, но Владимир был влюблённым дураком, что думал сердцем, а не головою. Ленский не замечал ничего. Он не замечал, что поцелуи были ледяные, что пальцы, касающиеся его, был ледяные, что взгляд был стеклянным и безразличным, а признания в любви были неискренними и... ледяными. Где-то глубоко-глубоко внутри себя Ленский знал всё это, но просто отказывался верить в это. Ему нужна была эта, хоть и притворная, но всё же любовь. Больная любовь-игра в подчинение, где главным всегда был Онегин. Ленский требовал от него только одного - чтобы он любил (ну или притворялся, что любил) только его. Но Онегин был таким же ветреным как и Ольга. Вскоре и эта игра надоела ему и он придумал новую. Онегин заставил Ленского ревновать. Он заставил и пожалел. Вид того, как Онегин флиртовал с Ольгой, резко прочистил Владимиру мозги. Его как-будто бы окунули лицом в ледяную воду. Ему было больно от предательства Онегина. Это задело его честь. Выход был только один. Он вызвал Онегина на дуэль. И хоть оба понимали, что дуэль бессмысленна они не могли отступится, "ведь это дело чести". Но на самом деле, стоя на расстоянии в восемнадцать шагов друг от друга, ни один из них не хотел нажимать на курок. Единственной причиной дуэли был... Онегин. Он не остановил дуэль, потому что был заложником своих принципов, желаний и масок. Его вызвали на дуэль, потому что слишком сильно любили, чтобы позволить ещё кому-то его любить. Ленский вызвал Женю на дуэль, потому что тот разбил ему сердце. Но слишком много последствий было от этого выстрела. Прошло несколько секунд после того, как пуля вылетела из пистолета, как упал Ленский, как Онегин понял, что натворил, но показалось, что это были не секунды, а года. И вот Евгений уже сидит над мёртвым приятелем и просит вернутся. Он понимает, что не сможет без него. Не сможет сидеть у камина в полной тишине. Не сможет шутить больше ни над кем... Не сможет полюбить больше никого. В одно мгновение Евгений понимает, что любил Ленского. И вот он уже целует мёртвые губы. И вот уже его поцелуи тёплые и нежные, а в ответ - лёд. Сердце Евгения было разбито. Он сам разбил себе сердце. За всю свою холодность Онегин получил по заслугам. Теперь он до конца жизни будет любить того, кого нет. Он будет страдать от своей безответной любви... пока не умрёт. Всегда.
Дуэль. Трагическая гибель Ленского.
(Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Цель урока:
- Показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли, отношение автора к героям.
- Развитие навыков работы с текстом; образного мышления.
- Воспитание чувства дружбы, порядочности, чести.
- Психологический настрой: создание обстановки, приятной для общения, ситуации успеха.
Оборудование:
- Компьютер.
- Компьютерная презентация.
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…
М.Ю.Лермонтов
1.Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока – «Дуэль. Трагическая гибель Ленского».
Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр Сергеевич Пушкин - поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» - фраза, которая сегодня воспринимается как шутка.
Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, давайте попытаемся взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.
Итак, сегодня мы поговорим о дуэли . Что такое дуэль ?
Как вы думаете, что может быть причиной дуэли?
2. Беседа.
Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». Цитируя, Пушкин выпустил средний стих, отчего полностью изменился смысл. У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать». Здесь причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости племени. С пропуском среднего стиха появилась другая причина небоязни смерти – следствие разочарованности и «преждевременной старости души»
Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине. Но Онегин был типичным представителм своего времени.)
Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). Цель Онегина – позлить Ленского и только.
Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).
В строфе 4 появляется новое лицо – некий Зарецкий. И ему посвящено целых 5 строф. Много для второстепенного персонажа. Но это не случайно. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. Пожалуй, более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у Пушкина нет.
- Расскажите, пожалуйста, об этом герое с использованием цитат.
Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? (Секундант). К этому персонажу мы еще вернемся.
Мог ли Онегин что-то исправить? На этот вопрос мы не сможем верно ответить, если не поймем, чем была дуэль для современников Пушкина. Для этого ознакомимся с правилами дуэли 19 века.
Слайды 3-17
3. Аналитическая работа.
Итак, вам был представлен общепринятый дуэльный кодекс. Ваша задача обратиться к тексту главы и выяснить, был ли нарушен этот кодекс? Были ли объективные причины считать дуэль несостоявшейся? Ответы подтверждайте цитатами.
Нарушения дуэльного кодекса:
1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.
При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.
9 строфа : Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.
2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант - свободно нанятый лакей, Гильо.
27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).
3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» - спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.
4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделал этого .
Почему Зарецкий так себя ведет? (Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).
Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит.
4. Беседа.
А теперь перенесемся во времени назад и посмотрим на наших главных героев перед дуэлью. Действительно ли Ленский был решительно настроен на поединок? (Строфа 15 -23)
Уже нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим. Но, будучи романтиком, он практически убеждает себя с присущим романтизму пафосом, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я». Дорога ему сейчас собственная жизнь? Сейчас, когда он вновь почувствовал счастье? Безусловно.
Какие же мысли занимают ум и сердце Онегина перед поединком? Желает ли он поединка с другом? (Найти ответ в 10 строфе)
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной,
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится: в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…
Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.
Оба наших героя терзаются сомнениями. Что же для Онегина становится причиной участия в дуэли? (Мнение света)
Какой комментарий этой ситуации дает Пушкин? « Но дико светская вражда боится ложного стыда».
Действительно, ложного стыда. Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного.
5. Подведение итогов.
- Только ли по вине Онегина и Зарецкого все-таки погибает Ленский? Виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, - боязнь быть смешным или сделаться объектом сплетен.
Четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или поступить так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.
6. Обобщение.
ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.
ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?
ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.
В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему?
Эти размышления и станут вашим домашним заданием.
7. Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение (не менее 150 слов): «Какой из вариантов судьбы Ленского мне кажется более верным и почему?»
В первых же строках романа главный герой, Евге-ний Онегин, характеризуется как человек корыст-ный, заботящийся только о своем комфорте и благо-получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым:
Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!Приехав в деревню и похоронив родственника, Онегин через некоторое время знакомится с Ленским, местным молодым помещиком, недавно вернувшим-ся из Германии. Они проводят вместе много времени: совершают прогулки верхом, спорят на различные темы,— став «от делать нечего» друзьями, как пишет автор. А друзья ли?
Евгений, всячески избегавший общения с местны-ми помещиками, сблизился с Ленским. Причина сближения — одинаковый возраст героев, то, что им обоим «господ соседственных селений... не нравились пиры», возможно, даже и то, что в остальном они были совершенно разными людьми. Евгений давно разочаровался в светской дружбе, не любит, а лишь играет чувствами, устал от светской жизни, не нашел себе любимого дела. А Ленский восторженно воспри-нимает жизнь, искренне (с детства) любит Ольгу, ве-рит в настоящую дружбу, сочиняет стихи. Автор пишет:
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.Эта непохожесть сблизила героев, но она же и при-вела к гибели Владимира Ленского. Обычное недора-зумение, а также чрезмерное себялюбие Онегина, ко-торый, поверив Ленскому, сказавшему, что на именинах Татьяны будут лишь близкие люди, по приезде обнаружил весь «деревенский свет» и решил отом-стить Ленскому. А мстит он сообразно своему харак-теру: начинает оказывать знаки внимания Ольге, ко-торая благосклонно, не замечая, как уязвлен ее же-них, принимает ухаживания Евгения.
Не умеющий скрывать свои чувства, Ленский вы-зывает «друга» на дуэль. Владимир не понимает пере-мены в Онегине, да и не пытается проанализировать его поведение и причины поступка. Он не столько от-стаивает свою честь, сколько спасает Ольгу от Евге-ния. «Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал...» ». Ему и в голову не приходит, что это очередная игра Онегина, способ мщения за испы-танное раздражение при виде многочисленных гос-тей. Ведь Ленский — романтик, для него мир делится на черное и белое, и он воспринимает ухаживания Онегина за его невестой за чистую монету.
Онегин понимает, что был неправ, даже испытыва-ет угрызения совести: « И поделом: в разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во мно-гом...». Но правила светского общества беспощадны, и Онегин, опасаясь быть обвиненным в трусости, при-нимает вызов: «Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презре-нье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов...».
Поведение героев перед дуэлью еще раз убеждает читателя в их «разности»: Ленский переживает, «Шиллера открыл», но не может не думать об Ольге и пишет любовные стихи. Онегин же «спал в это время мертвым сном» и едва не проспал.
По правилам того времени Онегин мог предотвра-тить дуэль, извинившись перед Ленским, объяснив причины своего поведения; или выстрелить в воздух.
Но он об этом и не мыслит. Я считаю, что, возможно, он счел бы это даже унизительным для себя.
Смерть Ленского стала трагической случайностью еще и потому, что Евгений выстрелил несколькими мгновениями раньше:
И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Евгений поражен смертью приятеля: Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Угрызения совести заставляют героя покинуть де-ревню, отправиться путешествовать.
Считая себя другом Ленского, Онегин не выдержал испытания дружбой, снова поставив превыше всего лишь собственные чувства и интересы.
Остановимся подробнее на описании дуэли. В чем богатство языка Пушкина?
Сцена дуэли действительно очень богата разнообразными художественными приемами. Глаголы, существительные, числительные в сцене дуэли обладают ничуть не меньшей силой, чем определения - эпитеты; предложения, лишенные сравнений, не становятся от этого менее выразительными. Анализ описания дуэли мы можем начать как раз с глаголов.
Пушкин детально описывает, как заряжались пистолеты:
Вот пистолеты уж блеснули.
Вот порох струйкой сероватой
Гремит о шомпол молоток.
Сказуемые в этом отрывке более всего завладевают нашим вниманием, заставляют следить за каждым этапом подготовки пистолетов, позволяют видеть и слышать происходящее. Пистолеты не просто извлечены из футляров - они «блеснули». Молоток «гремит» - стук его далеко разносится в звонком зимнем воздухе. Обратим внимание на одну особенность всех действий, изображенных в отрывке: здесь нет человека, хотя его руками все делается. Действуют пистолеты, молоток, пули, порох, кремень (гремит молоток, уходят пули, щелкнул курок]. Этот прием, выдвигающий на первый план орудия смерти, словно наделенные способностью двигаться самостоятельно, подчеркивает неизбежность приближающейся катастрофы.
Эпитеты в отрывке точные, очень скупые: признак дается только там, где он необходим: ствол граненый, сероватая струйка пороха, кремень зубчатый, надежно ввинченный.
Обратим внимание на композиционную роль этой картины: она замедляет действие и тем самым усиливает напряжение. Подробное описание того, как заряжаются пистолеты, превращается в страшную сцену спокойной,методической подготовки убийства.
Подтекст этой сцена - страстный гуманизм поэта: вместе с ним мы с ужасом и возмущением следим за приготовлением к убийству чело века человеком.
Существенную роль в изображении дуэли играют числительные. Они так и врезаются в память, заставляя нас напряженно следить, как "педант" Зарецкий отмеряет тридцать шесть шагов, как идут дуэлянты к роковой черте. Пушкин отлично понимает силу этих чисел и повторяет: «четыре перешли шага, четыре смертные ступени...».
Самый трагический момент, когда с выстрелом Онегина обрывается жизнь Ленского, описан совсем просто: здесь нет ни сравнений, ни метафор и только один простой эпитет «тихо»:
Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил...
Тревога за судьбу персонажей сменяется трагедией случившегося. Время
замедляется, наступает страшная тишина:
...поэт
На грудь кладет тихонько руку
Роняет молча пистолет,
И падает...
Мысль о смерти связана с представлением о вечном холоде. И мгновенный холод, который охватывает Онегина, это не только чувство ужаса, но и ледяное дыхание смерти. Далее мы читаем строки, изобилующие метафорами и сравнениями:
Дохнула буря, цвет прекрасный
увял на утренней заре.
Потух огонь на алтаре!..
Сравнить умолкнувшее сердце с опустевшим, покинутым домом - для этого нужна была смелость гениального новатора, сумевшего простые слова общенародного языка сделать «чистым золотом» поэзии.
В последующих строфах даны размышления автора о погибшем. Что умерло вместе с ним. Каким надеждам не суждено было свершиться, каков был бы его дальнейший жизненный путь, если бы «задумчивый мечтатель» не был «убит приятельской рукой»
Пушкинские времена - времена дуэлей, когда любое оскорбление принято было смывать кровью.
Сам страстный дуэлянт, Александр Сергеевич не мог не включить эпизод дуэли в свой знаменитый роман «Евгений Онегин», поэтому мы разберем сейчас вкратце дуэль Онегина и Ленского. Дуэль заканчивается смертью одного из героев, милого и романтичного поэта Владимира Ленского, хотя изначально ничто не предвещало такого печального исхода. Итак, о том, почему Ленский вызвал на дуэль Онегина.
Почему произошла дуэль
Онегин и Ленский вместе приехали на именины Татьяны Лариной , где Евгению стало скучно и он захотел разозлить друга, которого посчитал виноватым в своем состоянии. Он начал усиленно приглашать на танцы невесту Владимира, легкомысленную и кокетливую Ольгу Ларину, шептать ей на ушко всякие любезности и полностью завладел ее вниманием. Влюбленный в Ольгу поэт ревновал и не понимал, что происходит, ведь у них дело шло к свадьбе. Страдала и влюбленная в Онегина Татьяна Ларина.
Скуку Онегин развеял, но зато получил вызов на дуэль от оскорбленного Ленского. Записку с вызовом принес Зарецкий, хорошо разбирающийся во всех дуэльных тонкостях, и Онегину ничего не оставалось, как сказать, что он готов. Хотя Евгений раскаялся в своем поведении и был бы рад избежать дуэли, но Владимир решительно хотел стреляться. Даже несмотря на то, что на следующий после именин день приехал к своей любимой Ольге и убедился, что она его любит по-прежнему. Вот что стало причиной дуэли Онегина и Ленского.
Надежда на благополучный исход поединка все же оставалась: можно было выстрелить в воздух или же в ногу. Но Онегин по непонятным причинам выстрелил восемнадцатилетнему Владимиру прямо в грудь и потом в оцепенении смотрел на умирающего приятеля. Старая мельница была немым свидетелем смертельного противостояния.
Чтобы забыть об этом трагическом происшествии и оказаться как можно дальше от злополучного места, Евгений Онегин после дуэли надолго уехал в Европу. Прочитайте также