Древняя Индия. Кратко
Древняя Индия получила свое название от реки Инд, протекающей по ее территории. Земля полуострова Индостан стала родиной многих цивилизаций, самыми древнейшими поселениями называют раскопанные города Хараппу и Мохенджо-Даро, и по имени первого древнюю индийскую цивилизацию называют Хараппской.
Люди в Древней Индии селились возле рек, а основная часть территории страны была покрыта густыми лесами, которые были населены разнообразными животными и птицами. Они приручили слонов, которые во многом им помогали.
Тогда слон считался животным, наделенным божественной силой, а корова считалась кормилицей, была символом матери. Убийство коровы в Древней Индии считалось грехом.
Быт и обычаи древних индийцев
Жителям этого полуострова удалось добыть сахар из сахарного тростника, этот сахар – самый древнейший в мире. На освоенной территории они выращивали овощи, ячмень, пшеницу, рис и хлопчатник, из которого можно было делать легкую одежду.
Люди, населявшие Древнюю Индию, были невысокого роста, с черными волосами и темной кожей.
Жители Древней Индии строили поселения с прямыми и просторными улицами, и строили дома их двух или трех этажей.
При раскопках древнего города Хараппу были обнаружены зернохранилища и дворцы, археологи смогли сделать вывод, что правителем в Древней Индии был верховный собственник земли, а зерно из общественных зернохранилищ раздавали между простыми людьми в случае неурожая или голода.
Ранние цивилизации
Если говорить о ранних цивилизациях на территории Древней Индии, то стоит отметить, что на севере в первой половине 2 тысячелетия до н.э. появились арии.
Примечательно, что их языком был санскрит, единый индоевропейский язык, от которого произошли многие современные языки, даже русский.
Сохранились древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата», благодаря которым можно узнать о жизни, веровании и мифах древних индийцев. В поэмах рассказывается о войнах, которые происходили между царскими родами, а главным персонажем поэмы «Рамаяна» является герой Рама, который пытается отыскать свою украденную невесту.
Религия и культура древних индийцев
Древней религией жителей Индии был индуизм, который сохранился до наших дней. Главными богами признавались Брахма – бог, создавший мир, Вишну – бог, спасающий людей от бедствий, Шива – бог-носитель космической энергии, которая может и спасти, и разрушить.
Также почитались и другие боги, например, Кришна – бог-пастух. Основой верования индийцев было то, что не только у человека есть душа, но и у растений, животных тоже.
По их убеждению, душа была вечной, и могла после окончания земной жизни вселяться в другое тело. Следующая жизнь души зависела от поведения и образа жизни, который был у ее предыдущего носителя.
Им и их вере было очень близко понятие кармы, как закона возмездия. Карма буквально означало дело, поэтому за каждый плохой или хороший поступок обязательно должно было воздаться в той мере, в которой это заслужил сам человек.
Выделяют и специальную, уникальную систему одновременно и физического, и духовного совершенствования человека – йогу, которая была создана и разработана индийцами.
В Древней Индии изобрели цифры, которые сейчас называют арабскими и которыми пользуется весь мир. Книги древние индийцы создавали из пальмовых листьев, между собой листья скрепляли веревочкой.
Деревенские жители не употребляли в пищу большого количества мяса. Запрет на убийство коров не означал, конечно, что все автоматически становились вегетарианцами, хотя во времена Гуптов многие представители высших сословий не ели мяса вообще. Согласно «Артхашастре», употребление различных видов мяса в пищу не только допускалось, но и считалось вполне нормальным и не предосудительным. Поэтому можно предположить, что, несмотря на особое отношение к коровам, деревенские жители использовали мясо в пищу – просто это было в основном мясо других животных.
Мясо для зажиточных горожан поставляли профессиональные охотники; деревенские жители охотились сами. И те и другие использовали лук и стрелы, дротики, а также трубку, из которой стреляли, выдувая маленькие отравленные стрелы. Деревенские жители также изготовляли простые капканы и ловушки. Например, внутрь петли вставляли бамбук, и, когда животное брало приманку, петля сжималась. Профессиональные охотники использовали более сложные устройства.
Охотились на птиц, которых не только ели, но и держали в клетках. Жители прибрежных деревень занимались рыболовством. Сушеную или вяленую рыбу продавали жителям тех городов и деревень, которые были расположены вдали от морского побережья. Однако большинство деревень находилось внутри страны, и жизнь, и благосостояние людей зависели от земледелия. Большинство крестьян были собственниками земли, для каких бы целей она ни служила, правда, высшее право собственности оставалось за монархом. Многие крестьянские наделы были достаточно скромными, их хватало только для того, чтобы прокормить семью. Были и крупные наделы, на которых использовался наемный труд. К людям, потерявшим землю и вынужденным батрачить, относились с презрением, поскольку считалось, что такое могло произойти только в наказание за дурные поступки, совершенные человеком в прошлой жизни. Некоторые участки земли расширялись, а иные становились все меньше. Последнее было связано с обычаем делить собственность после смерти главы семьи. Бывало, когда в течение жизни нескольких поколений очень большой участок превращался в набор разбросанных крохотных клочков земли.
Однако независимо от размера земельного участка, все крестьяне в первую очередь зависели от климатических природных условий. Наверное, главным условием успешной работы в деревне, да и всей жизни в целом была вода. В Индии в глубокой древности научились строить водосберегающие сооружения, из которых вода поступала на поля. Техника создания таких сооружений была известна издавна и находилась на высоком уровне. Водохранилища, каналы, плотины и дамбы играли важнейшую роль в орошении полей водой из близлежащих рек. Многие технические приемы, известные тогда, живы по сей день. Так, для того чтобы черпать воду из реки или перекачивать из одного водоема в другой, используются кожаные ведра. Это ведро прикрепляется к горизонтальному шесту, на другой стороне которого находится противовес; горизонтальный шест прикреплен к вертикальному. Вода в этом случае вычерпывалась при помощи ручной силы. Другой способ был связан с использованием домашних животных. Быков прогоняли вверх и вниз по наклонной плоскости до тех пор, пока не вычерпывалось (с помощью тех же кожаных ведер) необходимое количество воды.
Работы по созданию оросительных систем велись очень активно, подчас возводились весьма крупные сооружения, которые постоянно поддерживали в рабочем режиме. Создание водохранилищ считалось одной из важнейших задач монарха, необходимой для выполнения его главной функции – защиты своих подданных. Так, дамба в Гирнаре, на полуострове Катхиявар, была построена еще при Чандрагупте; расширяющие и укрепляющие работы проводились при Ашоке, а реконструкцию всего сооружения осуществили при Рудрадамане в 150 г. до н. э. Последний раз дамба была восстановлена примерно в 456 г. н. э. местным губернатором во времена правления Скандагупты. Безусловно, существовало немало подобных сооружений, однако следов многих из них, к сожалению, не сохранилось.
Иностранцы всегда дивились на плодородие индийских почв и высоко ценили уровень сельскохозяйственной культуры и умелость индийских крестьян. Греков особенно поражало то, что с земель собирали два и более урожаев в год. К примеру, рис умели выращивать как в сезон дождей, так и во время сухих сезонов – зимой, при помощи искусственного орошения. Индийские земледельцы были знакомы с естественными удобрениями, и, судя по тому, какие советы по ведению сельского хозяйства даются в «Артхашастре» (хоть там и говорится о царских землях), можно предположить, что сельскохозяйственное производство находилось на весьма высоком уровне. Обычным делом было использование севооборота и вспахивания целинных земель.
Два вида плуга
Посевная начиналась ранней весной, когда крестьянин вспахивал землю деревянным плугом для неглубокой вспашки, запряженным двумя волами. Устройство плуга мало изменилось за тысячи лет; правда, в древнеиндийской литературе упоминаются железные лемехи. Из всех культур, выращиваемых в Индии, самым трудоемким и требующим наибольших затрат и усилий, был рис. Рису требуется очень много воды – рисовые поля практически находятся под водой – причем необходимо прореживать рассаду, и это поистине каторжный труд, тем более под палящим солнцем. В конце осени собирают урожай, это делается при помощи загнутого серпа с широким лезвием. Потом происходит ручной обмолот. Рис подбрасывают в воздух, освобождая его от мякины, а затем рисовые зерна высушиваются, их везут в деревню и хранят в огромных кувшинах в общественном хранилище.
Между деревенскими домами и обрабатываемыми землями находились сады и огороды. За вспаханными полями располагались пастбища деревенского крупного рогатого скота, а также баранов и овец, дававших шерсть. Скот не только позволял жить богато, но и рассматривался как символ такого богатства. Количество голов скота служило показателем успеха хозяина, говорило о том, насколько уважаемое положение он занимает в деревенском сообществе. Скот был совершенно необходим в деревенской жизни. Он использовался и на сельскохозяйственных работах, и для перевозки грузов, и в пищу. Шкуру также использовали в самых различных целях. Чтобы знать, какому хозяину принадлежит скотина, на каждое животное ставили индивидуальное клеймо. Деревенское стадо пас нанятый сообществом пастух. Каждое утро он выгонял стадо на пастбище. Весь день он обычно проводил в тени, играя на бамбуковой дудочке; это делалось в том числе и для того, чтобы не заснуть, поскольку во время выпаса пастух нес персональную ответственность за каждое животное. В его задачу входила охрана их от воров и диких зверей, поэтому он был вооружен луком и стрелами. Вечером, когда опускались сумерки, стадо загонялось через основные деревенские ворота в загон. Коров, дающих молоко, отделяли от стада и помещали в стойло для доения. Удои, скорее всего, были невелики.
Лошади в деревне встречались нечасто. В основном они принадлежали военному сословию. Коневодство было развито в некоторых районах Синда и на северо-западе, однако большинство лошадей для монархов и их армий доставлялось из-за рубежа – в основном из Центральной Азии. Имеются упоминания о том, как караваны, состоявшие из 500 и более лошадей, двигались длинными и трудными путями в Индию во время сухого сезона.
Деревенская жизнь всегда была тяжелой. Часто происходили засухи и наводнения, которые уничтожали весь урожай. Нередко случалось, что люди разорялись, когда через деревню проезжал монарх со своей армией и свитой: деревенские жители были обязаны бесплатно кормить людей и животных. Налоговое бремя было подчас таким тяжелым, что людям приходилось бросать насиженные места, вспаханные поля и переходить в другое место, лишь бы избежать встречи со сборщиками налогов. В целом, однако, государство поддерживало сельское хозяйство и крестьян, поскольку именно оттуда поступала основная часть государственных доходов. О разумности и мудрости правителя судили по тому, насколько он поддерживает сельский труд и обеспечивает нормальное развитие всего сельскохозяйственного производства. Однако и в лучшие времена даже крупному землевладельцу было трудно избежать ситуации, когда он попадал в долги. Иногда ему удавалось их выплатить, иногда они его разоряли. В целом сельское сообщество всегда находилось под угрозой, исходившей либо от природы, либо от людей. В атмосфере этих, так сказать, двуединых групп угроз и риска и приходилось работать крестьянам Древней Индии.
Вечером деревенская жизнь бурлила, улочки заполнялись людьми. Хозяева торговых лавок выставляли на лотки свой незатейливый товар, крестьяне возвращались с полей, женщины несли на головах корзины с различными грузами, шаркающей походкой шли по улицам носильщики, сгибаясь под тяжестью корзин, повешенных на шест, который лежал у них на плечах. Странствующие рассказчики и артисты искали места для подмостков, чтобы дать на них представление. Большие повозки, грубо, но надежно выполненные деревенским плотником, громыхали по улицам, скрипя колесами, запряженные парой горбатых волов, в ноздри которых был вдет шнур для того, чтобы управлять ими, а при необходимости успокоить, чтобы они слушали команды возницы. Торговали в деревне, как и в городе, в основном молочники, продавцы специй, масла, парфюмерии, а также хозяева сельских таверн. Деревенские магазинчики чаще всего представляли собой открытые прилавки, расположенные недалеко от дома их владельца. На прилавке молочника свежеприготовленный творог и молочные продукты взвешивались на медных весах. Рядом с прилавком торговца маслом находилось приспособление для получения очищенного масла
Торговцы парфюмерией и благовониями предлагали изделия из сандалового дерева, с курящимся фимиамо, косметические масла из мускуса и камфары, бальзамы для глаз – обычно их делали из размельченной черной сурьмы, которая, как считалось, предотвращает воспаление. В продаже были и украшения в виде желтого или красного пятнышка, которое женщина наносит на лоб (называется тилака), они пользуются популярностью у индианок и сегодня. Специальная красная краска наносилась на ладони и на подошвы ног. Ее делали из красной смолы, получаемой от лакового червеца ; она пользовалась таким спросом, что многие крестьяне специально занимались ее производством и продавали торговцам парфюмерией и косметикой в деревнях и в городах.
Помимо местных торговцев, по деревням бродило много странствующих коробейников, служивших зазывалами для деревенских продавцов: задача зазывалы заключалась в том, чтобы обойти всю деревню, в первую очередь самые отдаленные места, убеждая людей покупать товар нанявшего его торговца. В каждой деревне была, как минимум, одна сельская таверна (гостиница), которую было легко распознать по свисавшему с крыши куску материи или вымпелу, прикрепленному к бамбуковому шесту.
Лавка продавца специй
День жителя деревни, будь то земледелец или ремесленник, состоял в основном из работы и сна. Только смена сезонов и времен года вносила изменение в ритм жизни. Пока мужчины пахали, сеяли или убирали урожай, женщины либо помогали им, либо занимались хозяйством. Развлечений было мало, но это не означает, что жизнь всегда была скучной. Часто вспыхивали споры между деревнями. Иногда они были крайне серьезными, особенно если речь шла о воде. В иных случаях дело доходило до комических ситуаций, а то и до откровенного фарса.
Конечно, существование деревенского жителя не ограничивалась только, так сказать, физической каждодневной рутиной; важную роль играла и повседневная духовная жизнь. В Индии одно от другого не отделяется. Религиозные правила регулировали взаимоотношения между людьми. Целый ряд обрядов упорядочивал взаимодействие человека с богами и силами природы.
Раз в месяц, обычно в полдень дня полнолуния, крестьяне совершали обряд поминовения предков. Готовили трапезу, делали подношения умершим из риса с мясом и лепешек. Эти ритуалы специально проводились в полнолуние, чтобы отогнать злых духов. Процедура ритуала была неодинаковой в разных районах страны.
Практически во всем Древнем мире смена сезонов сопровождалась праздниками и обрядами. В Индии наступление нового года приходилось на день весеннего равноденствия. Это было время обновления, в доме надо было сделать уборку, выбросить и сжечь мусор и сорняки вокруг дома. В празднике участвовало все деревенское сообщество. Праздник весны был, наверное, самым популярным из всех, связанных с временами года. Его проводили в честь бога любви Камы. В это время забывали о кастовых различиях, все вместе выходили на улицу и обсыпали друг друга красной пудрой либо обливали друг друга подкрашенной водой при помощи незатейливых устройств, напоминавших примитивные шланги или насос, которыми воду черпали, в свою очередь, из огромных емкостей, заранее подготовленных и выставленных на улицу. Этот праздник (он отмечается и ныне и называется Холи) был первоначально праздником плодородия и сопровождался возлияниями и разбрызгиванием крови, причем подчас человеческой. Позднее кровь заменили красной пудрой и подкрашенной водой. Во время праздника снимались всякие ограничения, сдерживавшие любвеобильность, – еще одна из причин его популярности.
Крытая повозка, запряженная волом
Женщины с детьми перед деревенской хижиной
Здания располагались в правильном геометрическом порядке; хотя если деревня была маленькой, то все дома группировались вокруг пруда или водоема, в тени деревьев. Они различались размером и формой, в зависимости от достатка их владельца, но в основном это были одноэтажные домики с полом из хорошо уплотненного грунта, стены которых были выложены из затвердевшей грязи и покрыты снаружи смесью из извести, грунта и коровьего навоза (который, как считалось, обладает очищающими свойствами). В доме, как правило, было только одно небольшое окно, закрытое деревянной решеткой. Крышу делали из листьев и тростника, иногда покрывали своего рода циновкой, сплетенной из длинной травы, которая крепилась к бамбуковой основе. С крыши порой ниспадали длинные вьющиеся растения, закрывающие стены. Внутри помещение разделено было на комнаты бамбуковыми занавесками, прикрепленными к крыше. Обычно дом состоял из спальни, которая выходила на север, кладовой, а также комнаты для приема посетителей
Царская кухня
Отшельник перед своим жилищем
Жизнь в пустыни; на заднем плане – небольшая ступа
Цивилизация древней Индии вплоть до начала ХХ века была сравнительно мало изучена археологами и историками, считалось, что основные центры цивилизации древнего мира лежали на ближнем Востоке, в междуречье Тигра и Евфрата, и в древнем Египте. Все изменилось благодаря находкам английского археолога Джеймса Брестеда, который первый открыл на территории Индии следы древнейшей Хараппской цивилизации или протоиндийской, как ее еще называют. И оказалось, что древнеиндийская цивилизация такая же древняя как и древнеегипетская, что культура древней Индии была не менее развита чем в древнем Шумере или . О древней Индии, ее истории, культуре, религии, искусстве, наша сегодняшняя статья.
История древней Индии
Как мы уже сказали, древнейшая индийская цивилизация, получившая название хараппской или протоиндийской была открыта археологами в начале прошлого ХХ века. Перед изумленными глазами ученых предстала яркая культура, с развитыми городами, домами, оснащенными водопроводом (это в то время когда в Европе народ еще в пещерах местами жил), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первым был раскопан старинный индийский город Хараппа, который и дал название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и множество других древних поселений того времени.
Территория древней Индии того давнего периода располагаюсь по долине реки Инда и его притоков, и будто бы ожерельем охватывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.
Происхождение древней Индии до сих пор является предметом дискуссий историков и археологов. Между ними нет согласия по поводу того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или же была занесена из соседней Месопотамии, с которой к слову велась интенсивная торговля.
Так или иначе, но большинство ученых считает, что протоиндийская цивилизация сформировалась из местных ранних земледельческих культур, которые существовали в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подкрепляют эту точку зрения, так как в долине инда археологами обнаружено много древнейших земледельческих поселений, которые датируются VI-IV тысячелетиями до н. э.
Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие залежи кремния, обеспечивающие сырье для изготовления материалов, все это способствовало тому, что вскоре эти земли стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человечества.
О самой ранней страницы древнеиндийской истории, мы, к сожалению, сказать много не может, так как с этого периода к нам не дошло никаких письменных источников, единственное, благодаря чему мы может судить о жизни древних индийцев, это археологические находки. По этой причине мы можем многое сказать о культуре древней Индии, о том каким у них был быт, хозяйство, но практически ничего не знаем, например, какие цари правили древней Индией, какие там были законы, вели ли они войны и так далее.
Упадок индийской цивилизации
Исторической загадкой остаются и причины упадка и заката древней протоиндийской цивилизации. Но, что мы можем сказать из археологических источников, это то, что кризис случился не стремительно, а происходил постепенно. Постепенно пустели древние города Хараппа и Мохенджо-Даро, постройки забрасывались, сокращались ремесленные производства, пришла в упадок торговля. Все реже использовался металл.
Касательно причин такого упадка есть несколько гипотез, одна из них, говорит, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменение русла реки Инда вследствие сильного землетрясения, повлекшего за собой наводнения, перемена в направлении муссонов, неизвестные ранее болезни и эпидемии, сильная засуха.
И последней каплей, повлекшей падение хараппской цивилизации, стало вторжение кочевых племен – ариев, пришедших в Индию из среднеазиатских степей. Из-за внутренних неурядиц хараппские города не смогли противостоять пришельцам, и вскоре были завоеваны ими. Постепенно арии перемешались с местным населением, и их смесь образовала современный индийский народ.
Культура древней Индии
Хараппская культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. В частности древние индийцы были умелыми гончарами, их художественно расписанная глиняная посуда пользовалась спросом и далеко за пределами самой Индии.
В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Чуть позже стали садить финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.
Искусство древней Индии
Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Правда, к сожалению, до наших времен дошло гораздо больше поздних произведения индийского искусства, нежели с древнейшего периода Индии, хараппской цивилизации.
Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях.
Весьма силен в индийском искусстве и эротический мотив, самым ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где в самом прямом смысле запечатлена Камасутра в каменьях.
Это еще самое невинное изображение из храма Кхаджурахо.
В целом у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них он не являлся чем-то постыдным, а наоборот, практически духовной практикой, отсюда и соседство эротики и религии в индийской культуре.
Религия древней Индии
Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.
Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.
В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).
И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:
- Брахма – бог-творец, согласно индуизму, именно Брахма является творцом всего сущего.
- Шива – бог-разрушитель. Если Брахма, это такой себе божественный карандаш, то Шива – ластик, ответственный за разрушение, в том числе и за разрушение всего плохого.
- Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Является охранителем мироздания и всего сущего. Также следит за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, за тем, чтобы один из них не переусердствовал в своем творении, а второй – в своем разрушении.
- Помимо индуизма и буддизма Индия является родиной для огромного числа различных философско-религиозных учений. Поэтому Индию порой называют «страной тысячи религий».
- Именно из древней Индии к нам пришли шахматы, йога, чай (по легенде, индийский монах медитировал под чайным деревом, возле него лежала чаша с водой, и с дерева в чашу случайно упал листок, попробовав чашу с водой и чайным листком, монах пришел в изумление от вкусного напитка, так и появился чай).
- Среди наук в древней Индии особое развитие получила математика, а древнеиндийские математики первыми изобрели десятичную систему счисления, цифру 0, правила извлечения квадратных и кубических корней, а также с большой точностью рассчитали число «Пи».
- Не менее искусными были и древнеиндийские астрономы, которые умели определять фазы Луны без телескопа.
- Индия является одним из очагов зарождения письменности, особенно популярным стал индийский санскрит, на котором писали индийские ученые и жрецы – брахманы. Однако развитие письменности в древней Индии началось уже в после хараппский период, с приходом ариев.
Древняя Индия - это одна из наиболее необычных цивилизаций древности. Уже в те времена о ней высказывались как о «стране мудрецов». находилась в плотном взаимодействии как с арабскими странами, так и с античным миром, оказывая значительное влияние на их развитие. Немало писателей и философов древности стремились хоть раз в жизни побывать в Индии, чтобы обогатить свое мировоззрение.
Первые люди на территории Индии
И это неспроста - природа и люди до сих пор продолжают интересовать ученых-археологов. Ее территория была заселена в глубокой древности. Первым племенем, обитавшим на территории современной Индии, были дравиды. Затем на смену дравидам приходили другие поселенцы, которые значительно разнились между собой по укладу жизни и традициям. Два крупнейших города древней Индии, которые в различное время являлись политическими центрами - это Мохенджо-Даро и Хараппа.
Неожиданное открытие археолога Сахни
Впервые Хараппская цивилизация была открыта археологами, которых интересовала природа и люди Древней Индии, и для которых сама Индия являлась родиной. Изначально целью индийского археолога Р. Сахни и его коллеги по работе Р. Банерджи было открытие местонахождения храма Старого Шивы. Однако вместо руин древнего святилища перед исследователями предстали останки от фундамента древнего городского квартала. Когда-то на месте, где проводились раскопки, находились двух- и трехэтажные жилые здания, на улицах стояли статуи. Город был украшен садами, мостами и парками, и практически в каждом из кварталов находился колодец.
Легенда, подтвердившаяся фактами
После этого открытия ученого еще больше заинтересовала Древняя Индия, природа и люди, которые когда-то были частью Сахни решил предпринять еще одну экспедицию. На этот раз он отправился на расстояние в 600 км от того места, где было сделано первое открытие. Интуиция археолога, а также рассказы местных жителей не подвели исследователей. Даже название холма, где когда-то англичане выбирали кирпичи для стройки железной дороги, внушало мистический трепет. В переводе «Мохенджо-Даро», куда собиралась направиться экспедиция Сахни, означает «Поселение мертвецов».
Легенда, которую рассказывали местные жители, впоследствии полностью была подтверждена находками Сахни. Поверье гласило, что в древности на месте, где находился холм Мохенджо-Даро, находился город. Его правитель прогневал высшие силы своей распутной жизнью, и боги решили уничтожить эту цивилизацию. Действительно, в процессе раскопок Сахни обнаружил на территории холма огромный город, который был современником Древнего Египта.
Дальнейшие исследования
Сахни и его экспедиция продолжали делать открытия, которые давали все больше информации о том, какими были природа и люди Древней Индии. Они нашли на этой же территории еще несколько крупных городов, а также порядка тысячи мелких поселений. Найденная цивилизация была названа Хараппской. По своим размерам она в четыре раза превосходила Шумерскую.
Когда археологами были изучены добытые останки, они пришли к выводу: Хараппская цивилизация возникла приблизительно в 3300 году до н. э. По оценкам ученых, в годы ее расцвета ее население составляло порядка 5 млн человек. Население города Мохенджо-Даро представляло собой микс разных рас. Большую часть жителей составляли дравиды, которые, как полагают ученые, были австралоидами. А также на территории Хараппской цивилизации жили представители с шумерской, европейской и монголоидной внешностью.
Учеными в процессе проведения раскопок также была составлена технологическая карта. Природа и люди Древней Индии, по всей видимости, находились в гармонии между собой. Городские улицы Хараппской цивилизации чередовались с садами, не отделялись от окружающей природы. По своему расположению улицы во многом напоминают современные. Ширина их составляла около десяти метров. Широкие улицы соединялись между собой узенькими переулками.
Преимущества индийских земель в древности
Но города были построены далеко не сразу. Природа и люди Древней Индии, кратко описываемые в трудах упомянутых археологов, являли своеобразный симбиоз. Самые первые из поселений, которые относятся к 6-4 векам до н. э., и стали прародителями древнеиндийской цивилизации. Место для поселения между Северным Белуджистаном и долиной обеспечивало предков современных индусов водой, зерном, залежами кремня. В долинах паслись стада диких коз и буйволов - все условия способствовали развитию в этих местах сельского хозяйства и земледелия.
Ученые считают, что представители древнеиндийской цивилизации вели торговлю главным образом с шумерами. На этот факт также указывают и шумерские манускрипты. На территории, где когда-то располагалась Хараппская цивилизация, в больших количествах были найдены различные товары иностранного происхождения. Это хлопчатобумажные ткани, бусы, украшения и раковины.
Упадок протоиндийской цивилизации
Считается, что период упадка Хараппской цивилизации приходится на 1800 год до н. э. Многие ученые убеждены, что это произошло по причине нашествия ариев - воинственных завоевателей с северо-запада. В переводе с древнеиндийского языка «арии» означает «благородные». Это были кочевые племена, которые занимались разведением крупного рогатого скота и питались главным образом молочными продуктами. В будущем корова у индийцев получила статус Природа и люди Древней Индии, таким образом, уступили место пришедшим извне «божествам».
Другие версии ученых
В первую очередь ариями были разрушены большие города. Многие постройки приходили в упадок, а для строительства новых домов использовался старый кирпич. Природа и люди Древней Индии, изученные другими археологами, возможно, и не полностью вписываются в стройную теорию исследователя Сахни. Некоторые ученые считают, что причиной упадка Хараппской цивилизации являлись не только вражеские вторжения, но и ухудшение экологии. Это изменение уровня морского дна, что стало причиной наводнений, и эпидемии страшных заболеваний. Не исключается также и версия, что к кризису привела низкая урожайность, наступившая из-за засоления почв.
Природа и люди Древней Индии: индийские касты
В древнеиндийском обществе деление на касты берет свое начало примерно с первого тысячелетия до н. э. Необходимость в нем была обусловлена не только религиозными взглядами, но и политическим строем. Дело в том, что к самой низшей касте относилось все население, которое было покорено завоевателями-ариями. В самую высшую касту входили брахманы - жрецы, которые не занимались тяжелым физическим трудом. Они существовали за счет жертвоприношений.
Последствия кастового строя для общества
Следующая каста, с которой у брахманов часто происходили конфликты, - это воины, или кшатрии. Между собой они часто не могли поделить власть. За кшатриями следовали вайшьи - крестьяне и пастухи. Самой низшей кастой были шудры. К шудрам относились слуги, выполнявшие самую грязную работу. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Дети брахманов могли быть только брахманами, дети шудр - шудрами. Такое расслоение общества приводило к тому, что многие талантливые люди были обречены прозябать в нищете, что тормозило развитие всего народа.
На протяжении всего времени раскопок загадкой Хараппской цивилизации увлекались и другие ученые. Среди них и антропологи, которых интересовала Древняя Индия, природа и люди, обитавшие в Мохенджо-Даро. Ими был составлен приблизительный портрет типичного представителя Хараппской цивилизации. На основании раскопок ученые сделали вывод, что это были темноволосые и темноглазые люди со смуглой кожей. Они относились к средиземноморской ветви
Природа и люди Древней Индии: схема построения городов
Крупнейшие города Хараппской цивилизации были построены с большой точностью. Улицы были словно вырисованы под линейку, дома - одинаковые и геометрически правильные. По своей форме жилища древних индусов напоминали коробки для тортов. В этих городах люди имели возможность пользоваться всеми удобствами. По улицам протекали так называемые арыки, из которых в каждый дом подавалась вода.
Чем гениальны протоиндийские архитекторы
Матушка-природа и люди Древнеи Индии (5-классники начинают знакомиться с культурой и традициями этой страны в контексте изучения истории Древнего мира) научились жить в удивительной гармонии. Этот симбиоз может впечатлить некоторыми фактами самых искушенных знатоков. Удивительным достижением того времени была канализация. Еще не имея ни малейшего понятия о том, что бактерии особенно быстро размножаются при теплой температуре, тогдашние архитекторы приняли гениальное для своего времени решение. Под землей они проложили трубы из обожженного кирпича, по которым все нечистоты выводились за пределы города. Это позволяло жить большому количеству людей на ограниченной территории.