Что значит слово фанфик. Что такое фанфик и нужен ли он литературе? Дополнительные поля в «шапке» фанфика
Слышали ли вы такое необычное слово, как «фанфик»? Что это такое, в каком виде оно представлено и где его можно найти? Почему подростки лучше осведомлены о значении это слова, а многие взрослые понятия не имеют, о чем идет речь?
Некоторые родители, желающие огранить свое чадо от негативно влияющей информации, очень переживают, когда замечают, что ребенок стал увлекаться фанфиками. Насколько они опасны, и действительно ли могут навредить?
Как говорится, врага нужно знать в лицо. То есть важно понимать, что представляет собой незнакомый предмет, явление или действие. И только потом уже решать, на самом ли деле перед нами враг.
Таким образом, цель данной статьи — изучение непонятного слова и ответ на вопрос «что такое фанфик».
Значение слова «фанфик»
Исследование данного слова логичнее начать с определения круга лиц, его употребляющих. Если немного внимательнее прислушаться к речи подростков, можно будет выяснить, что подобные чудные слова, к коим относятся такие как «акума, манга, фанфик» и другие, широко используют любители и поклонники аниме. Особого вида или жанра фильмов и книг. Последние, кстати, как раз и называются мангами.
Для дальнейшего изучения проблемы обратимся к этимологии слова. То есть к вопросу о том, как слово произошло. И тогда мы узнаем наконец, что это такое — фанфик.
Итак, необычное слово является «американским пришельцем». Потому как в русский язык пришло из английского. Сформировавшись из таких слов, как fan, что переводится на русский, как поклонник, фанат и fiction — литература художественного характера.
Что представляют собой фанфики
Исходя из представленного выше определения ясно, что под фанфиком понимается не что иное, как произведение любительского характера, написанное поклонником какого-либо фильма, книги, мультика, сериала и т. п. и основанное на его сюжете и главных героях.
Например, существуют множество фанфиков по Гарри Поттеру. Причем далеко не всегда события в них разворачиваются по сюжету, представленному автором оригинального произведения — Джоан Роулинг.
Самый известный фанфик данной категории принадлежит Кассандре Клэр, которая написала трилогию о Драко Малфое — белобрысом оппоненте Гарри Поттера, который ему вечно докучает и всеми силами пытается испортить жизнь. В данном случае произведение любительского характера оказалось таким интересным и популярным, что даже стало самостоятельными книгами в трех частях.
Как сориентироваться в обилии фанфиков
Если исследовать интернет, станет ясно, что фанфиков можно отыскать целый миллион, а то и больше. И для того чтобы выбрать тот, что понравится конкретному человеку и будет соответствовать его желаниям, ожиданиям и моральным принципам, следует выучить определению фанфика.
Эти сочинения, как и оригинальные произведения, фильмы, сериалы и т. д., по которым они написаны, имеют признаки, позволяющие сориентироваться в обилии историй. Ведь мало знать, какая тема лежит в основе повествования. Нужно еще и разобраться, подходит ли сюжет.
Предположим, читателя интересуют фанфики по Гарри Поттеру, и он, например, желает подробнее узнать о жизни профессора Снейпа (или Снегга по некоторым источникам). Тогда ему следует изучить, какие персонажи будут участвовать в повествовании.
То есть в таком случае следует в первую очередь искать фанфик о Снейпе. А потом изучить «шапку» найденного произведения, чтобы определить, соответствует ли данная история желаниям читателя.
Что такое «шапка» фанфика
Итак, выше мы говорили о том, что разобраться не только в теме, но и в содержании и сюжете любительского произведения поможет «шапка» фанфика. Что это такое?
«Шапка» фанфика — это его описание, реклама, некий анонс, представленный после заголовка — названия произведения, что позволяет читателям понять, о чем же будет идти речь именно в этом фанфике. Поэтому в «шапке» непременно должны присутствовать следующие поля: название, тип, фэндом, рейтинг, размер, направленность, жанр, предупреждения, описание.
Также в «шапке» фанфика есть поля, наличие которых рекомендовано, но не обязательно. Это такие пункты, как: беты и соавторы (если они есть), персонажи, комментарий к работе, посвящение, публикация, благодарность.
Основные поля в «шапке» фанфика
В каждом любительском произведении, написанном фанатом, которого очень впечатлил какой-либо фильм, сериал и т. п., при добавлении своей истории на выбранный сайт, посвященный данной тематике необходимо заполнить следующие пункты:
- Название — словесное обозначение произведения.
- Тип — человек, добавивший произведение в Сеть, является его автором или переводчиком иностранного текста.
- Фэндом — на чем основан фанфик: фильм, книга, игра и т. д.
- Рейтинг — возрастная категория произведения, иначе говоря, критерий, позволяющий определить пригодность фанфика для конкретного читателя. Не путать с популярностью. Данный пункт позволяет выбрать лучший фанфик в выбранных жанре и фэндоме.
- Размер — объем произведения. Бывает: макси, миди, мини, драбл.
- Направленность — наличие и характер отношений романтического или сексуального характера.
- Жанр — какой сценарий развития сюжета фанфика предполагается.
- Предупреждения — некий список особенностей произведения, что могут неприятны и неприемлемы для чтения некоторым гражданам. Например, нецензурная лексика или смерть одного из основных персонажей.
- Описание — краткий анонс содержания произведения, то есть того, о чем в нем пойдет речь.
Дополнительные поля в «шапке» фанфика
Кроме того, в фанфиках по сериалам, передачам, играм, книгам и т. д. многие авторы указывают дополнительную информацию, которая максимально знакомит читателей и потенциальных поклонников данной истории с сюжетом:
- Беты — кто осуществлял или участвовал в редактировании текста.
- Соавторы — если в написании фанфика принял участие не один человек, а больше, их следует указать в данном пункте.
- Персонажи — главные герои, вокруг которых будет закручиваться сюжет.
- Комментарий автора к работе — здесь обычно пишут причины, по которым было написано произведение, мысль, что автор желает донести, или любую другую информацию подобного характера.
- Посвящение — некоторые авторы фанфиков пишут свои работы для друзей, знакомых, тем самым посвящая работу им.
- Публикация — разрешает ли автор публиковать свое произведение на иных ресурсах.
- Благодарность — на некоторых сайтах, например таком как «Книга фанфиков» (или «Фикбук), есть функция, что позволяет отметить, отблагодарить понравившееся произведение, а, соответственно, и его автора виртуальным подарком.
На какие жанры подразделяются фанфики
Поскольку фанфик — сочинение, написанное фанатом, оно может быть представлено в различных жанрах и направлениях.
Например, экшен или экшн — это фанфик, в основу которого легло произведение с динамичным сюжетом, в нем обилие действий, но мало описаний отношений главных и второстепенных героев, нет логических загадок, исследований.
Другое дело фанфики такого жанра, как приключения. В них изображены отважные герои, которые не боятся перемен, решительно отправляясь в различные путешествия, странствия. Или же фанфики-детективы. В таких историях главным героям предстоит разгадывать целую куча загадок, искать ответы на сложные вопросы, ну а читателям придется включать логику и много думать, пытаясь предсказать дальнейшее развитие сюжетной линии.
Направленность фанфиков
Что такое направленность? И чем она отличается от жанра? С первого взгляда понять это очень трудно, однако на самом деле ничего сложного нет. Ведь если жанр фанфиков — это особенность развития сюжета, то, как в нем развиваются события, то под категорией в описании фанфика принято понимать его содержание относительно присутствия в сюжете романтических или более тесных отношений, а также их характер.
Исходя из этого, фанфики подразделяются на следующие виды:
- Гет — обычные или традиционные отношения в паре, то есть романтика происходит между парнем и девушкой.
- Слэш — в центре сюжета парни с нетрадиционной ориентацией.
- Фемслэш — девушки с нетрадиционной ориентацией.
- Джен — фанфик, в котором нет описаний, даже упоминаний романтических или более тесных отношений.
Что такое канон и неканон
Итак, выше мы тщательно проанализировали, что это такое — фанфик. Однако при выборе или обсуждении любого понравившегося фанфика с друзьями, знакомыми можно услышать фразу вроде «содержание не соответствует канону» или, наоборот, соответствует ему. Что это значит?
Для того чтобы ответить на вопрос, сформированный в заголовке текущего пункта, следует вспомнить родной язык. В частности, толкование такого слова, как «канон». Ведь его можно услышать не только в случае когда речь идет о фанфике, но и в беседах на иные темы. Если значение данного существительного вспомнить никак не удается, следует обратиться к русскоязычному толковому словарю.
И тогда мы выясним, что слово «канон» греческого происхождения, оно обозначает нечто исторически сложившееся, нерушимое, традиционное и не подлежащее изменениям.
При описании фанфика термин «канон» используется в качестве оценки соответствия сюжета данного любительского произведения оригиналу, по которому оно было написано. То есть если в книге о Гарри Поттере Рон и мальчик, который выжил, — друзья, то описание их неприязни по отношению друг к другу будет не по канону, и наоборот.
Любительское произведение, противоположное фанфику
Помимо фанфиков - любительских сочинений на различные темы и варианты развития сюжетов, - в сети можно найти и иные произведения — ориджиналы. Что также написаны авторами-любителя, но в них повествование ведется не о героях известных и оригинальных книг, фильмов, игр и т. д. Персонажи, представленные в них, являются вымыслом самого автора.
Таким образом, при написании ориджинала или ориджа автор пользуется своим жизненным опытом, заимствованным из рассказов друзей или придуманным, самосочиненным. Исходя из этого, любая художественная литература, сюжет которой не является фанфиком, а был воображен и описан автором, относится к категории ориджиналы.
Что представляет собой ориджинал? На примере одного подобного произведения
Жанры ориджиналов, как и жанры фанфиков, различны. Хотя особенно востребованы и читаемы произведения на подростковую тематику, где еще неопытные мальчики и девочки учатся познавать жизнь, справляться с обилием собственных проблем и выбираться из всевозможных сложных ситуаций.
Одним из таких довольно известных и обсуждаемых в сети ориджиналов является история, написанная девушкой по имени Стейс Крамер. Произведение называется «50 дней до моего самоубийства». Этот ориджинал - дебют юной писательницы Насти Холовой - даже был напечатан и сумел снискать любовь поклонников не только в интернете, но и в реальности.
Сюжет ориджа закручивается вокруг шестнадцатилетней девушки Глории, которая вдруг понимает, что не может справиться со всеми своими проблемами и дает себе пятьдесят дней для того, чтобы сыграть со своей судьбой в интересную игру и оценить, стоит ли ей продолжать жизнь.
Где искать фанфики и ориджиналы
Практически все произведения данных категорий не найти на полках в книжных магазинах. Они — «дети» интернета. И именно там следует их искать. Однако для того чтобы не просто читать с трудом найденный текст, а получать удовольствие от процесса, необходимо выбрать достойный сайт.
Стоит заметить, что самым популярным ресурсом у любителей фанфиков является сайт, который носит название «Книга фанфиков» или «Фикбук», как его называют поклонники.
Поэтому читателям данной статьи, желающим подробнее разобраться в фанфиках, следует обратиться именно к нему.
Как выбрать лучший фанфик
Ранее мы подробно изучили вопрос и выяснили, как же сориентироваться в обилии фанфиков. Однако теперь столкнулись с иной проблемой - как определить лучший из них. На самом деле ответ довольно прост. Читателю следует обратить внимание на такие характеристика, как оценка фанфика другими читателями, количество комментариев, отзывов и благодарностей.
Кроме того, фанфики, которые были признаны в качестве самостоятельных произведений, то есть вышли в печать, также могут быть рекомендованы к прочтению.
Например, уже упоминаемая в начале статьи трилогия о Драко Малфое. В ней раскрывается характер белобрысого оппонента Гарри Поттера, а также повествуется о его отношениях с Гермионой.
Фанфик (Fanfic) – литературное произведение, порожденное заинтересованностью автора каноном. Автор фанфика не выдумывает для своего произведения мир и персонажей, а берет готовых из какого-либо произведения.
Канон - оригинальное произведение (книга, фильм, сериал, комикс, телешоу), мир и герои которого используются для написания фанфика.
Ориджинал - оригинальное произведение, которое автор написал из своего воображения или на основе своего (чужого) жизненного опыта. Любое художественное литературное произведение, не являющееся фанфиком, является ориджиналом. В отличие от фанфика, авторские права на ориджинал принадлежат автору в полной мере.
Поля шапки фанфика
Персонажи - перечисляются главные персонажи произведения. Можно указать отдельных персонажей (заполняется одна запись на строку, вторая и третья оставляются пустыми), а можно указать пейринг (Pairing) - позволяет определить, отношения каких персонажей оказываются в центре повествования, если два или три персонажа записаны через слэш (косую черту), это обозначает, что в произведении они находятся в романических/сексуальных отношениях.Рейтинг (Rating) – неформальная система определений, принятая для того, чтобы дать читателю представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика пригодно для определенных возрастных групп. Рейтинги берут начало в американской системе кинематографических рейтингов.
Размер - размер фанфика.
Жанр - жанр фанфика.
События - основные события или сюжетообразующие приемы фанфика. Ключевые слова.
Саммари - краткое описание фанфика. Некоторые авторы пишут саммари в стиле аннотаций к книгам - рассказывают кратко завязку фанфика, пытаясь завлечь читателя в стиле "прочитайте фанфик, чтобы узнать, что было дальше". Другие же авторы пишут в саммари своеобразный эпиграф, подчас используя для этого цитаты из песен или произведений других авторов. Хорошее саммари крайне важно - очень многие читатели пропускают произведения с невнятными, "не цепляющими" саммари.
Предупреждение - список особенностей фанфика, которые могут быть неприятны некоторым читателям.
Рейтинги
G (General) – безобидные фанфики, которые можно читать кому угодно.R (Restricted) – фанфики, в которых присутствуют: ругательства, секс и/или насилие без графических описаний.
NC-17 (No Children) – самый высокий рейтинг. Обычно подразумевает, что в фанфике присутствуют графические описания секса и/или насилия. Эквивалентен обозначению Х в кино. На некоторых сайтах встречается рейтинг NC-21, но сложно придумать вещи, которые не стоит читать в 17, а только лишь после 21.
Размеры
Мини - до 50 килобайтМиди - от 50 до 200 килобайт
Макси - свыше 200 килобайт
На нашем сайте установлено автоматическое ограничение на минимальный размер текста для миди и макси фанфиков. Так, при при изменении статуса фанфика на "Закончен", сайт проверяет размер текста. В случае, если фактический размер фанфика не соответствует установленному автором размеру (50 Кб для миди и 200 Кб для макси), размер меняется на меньший.
Килобайт = 1024 символа. Иными словами, 1 килобайт - это примерно одна тысяча знаков с пробелами.
Слэш (Slash) – фанфик, в котором присутствуют романтические и/или сексуальные отношения между мужчинами.
Фемслэш (Femslash) – фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женщинами.
Джен (Gen) – фанфик, не являющийся ни гетом, ни слэшем, ни фемслэшем, другими словами, тот, в котором не описываются и не упоминаются сексуальные взаимоотношения. Термин появился из сокращенного general audience, "любая аудитория", и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.
Категория определяется по романтическим/сексуальным отношениями, которым в повествовании уделено больше времени и внимания. Если в произведении присутствуют в виде небольшого упоминания отношения из другой категории, может быть полезно указать соответствующее предупреждение.
Жанры
Ангст - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в произведении присутствуют депрессивные мотивы и драматические события.Даркфик - произведение с огромным количеством смертей и жестокостей.
Детектив - детектив.
Драббл - отрывок, который может стать настоящим произведением, а может и не стать. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа.
Драма – романтическая история с печальным финалом.
Исторический - в произведении играют значительную роль исторические факты, либо произведение представляет собой чью-то историю - "Послушайте, дети, сегодня я расскажу вам свою историю".
Комедия - комедия, все происходящее в произведении от начала и до самого конца, надо воспринимать как шутку.
Кроссовер – смешение двух и более фандомов. Обычно герой(герои) одного фандома переносятся в мир другого фандома и там уже разворачивается сюжет фанфика (например, Гарри Поттер переносится в академию джедаев). Либо в мире какого-то фандома проявляются особенности мира другого фандома (в Хогвартс приезжает Антон Городецкий для инспекции и ознакомления с магическим миром Британии).
ЛитРПГ - мир живет по игровым законам, у персонажей (хотя бы у одного) есть виртуальный интерфейс, уровни развития, характеристики, умения. Часто присутствуют квесты, данжи, возрождение в случае смерти и другие артибуры ММОРПГ.
Мистика (мистика) - в произведении важное значение имеют сверхъестественные происшествия или силы, не имеющие четкого определения/описания/обоснования.
Научная фантастика - научная фантастика.
Общий - общий жанр, предназначен для авторов, которые не знают к какому жанру отнести своё произведение.
Омегаверс - специфическая реальность, в которой все люди делятся на три типа: альф, омег и бет. Альфа - это ярко выраженный доминирующий самец. Омега - пассивный персонаж, обладающий специфическими особенностями, одной из которых является "течка" - период сексуальной активности, когда омеге физически необходимо заниматься сексом с альфами, сопровождается выделением организмом омеги ферромона, притягивающего альф. Бета - просто человек, определение нужно только для того, чтобы не интересующие автора фанфика персонажи не вмешивались в отношения альф и омег. Так как данный жанр произошел из среды любителей слэша, женщины в фанфике могут вообще не упоминаться или просто быть, но не принимать никакого участия в повествовании. В данном жанре используется огромное количество физиологических и других допущений, невозможных в реальном мире и в мире канона, например, в подавляющем большинстве фанфиков упоминается мужская беременность. Пародия - юмор с изрядной долей иронии.
Первый раз - существует два определения данного жанра. Первый вариант - произведение с упоминанием первого сексуального опыта персонажа. Второй вариант - описание событий, которые происходили до событий канона.
Попаданцы - персонаж попадает в другой мир, либо в своём теле, либо только душой/сознанием, вселяясь в жителя этого мира.
Постапокалипсис - события произведения происходят в мире, пережившем апокалипсис
Приключения - в произведении много приключений.
Пропущенная сцена - потерянная сцена, фанфик заполняет какой-то пробел (по мнению автора) в сюжете канона.
Романтика – произведение о нежных и романтических отношениях.
Сайдстори - фанфик, раскрывающий незначительный момент в каноне, который автором канона описан парой предложений, а автор фанфика увидел там целую историю. Часто так называется фанфик с описанием приключений второстепенного персонажа, которые происходили параллельно событиям канона. Иногда сайдстори пишут уже даже не к канону, а к другим фанфикам.
Сказка - сказка.
Сонгфик – произведение, в которое вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе. Неоднозначное произведение, так как выставляет читателю слишком много условий разом. Для адекватного восприятия сонгфика читатель, во-первых, должен знать использованную песню, во-вторых, проникаться от нее такими же чувствами, что и автор, и, в-третьих, не раздражаться от, то и дело мелькающих в тексте, стихотворных отрывков. Однако, как и любое другое произведение, хорошо написанный сонгфик может доставить немало удовольствия.
Триллер - триллер.
Ужасы - ужасы.
Флафф - это теплые отношения между персонажами, приятное, ни к чему не обязывающее произведение. Свет, радость и все такое.
Фэнтези - фэнтези.
Экшен – произведение с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
Юмор – юмор, всем понятные шутки, а также то, над чем могут похихикать только фанаты, как правило, не понятное никому кроме них самих.
Hurt/comfort – произведение, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему(ей) на помощь. Как и следует ожидать, этот тип произведений тяготеет к ангсту.
PWP - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.
События
Описание событий смотрите на странице "Энциклопедия" в каждом конкретном фандоме.Предупреждения
AU - альтернативная реальность, обозначает, что мир фанфика серьезно отличается от канона.UST (Unresolved Sexual Tension) - дословно переводится как "Нерешенная Сексуальная Напряженность". Герои произведения испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.
БДСМ BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism) – сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения.
Гет - в виде предупреждения в произведении с основной категорией слэш/фемслэш/джен обозначает, что в произведении присутствуют описания гетеросексуальных отношений.
Групповой секс - в произведении присутствуют описания группового секса.
Изнасилование - в произведении присутствует описание принуждения к сексу с нанесением телесных повреждений.
Инцест - Incest - сексуальное взаимодействие между членами семьи.
Мужская беременность оно же MPREG (Male pregnancy) – слэш-рассказ, в котором, вопреки законам природы, один из героев беременеет.
Мэри Сью - в произведении присутствует идеальный герой, чаще всего в главной роли, которому всё даётся слишком просто. Обычно такой герой имеет яркие идеализированные черты внешности, уникальную нереалистичную биографию и потрясающие способности. Основная черта Мери Сью (персонаж может быть любого пола) - герой лучше всех во всём разбирается, ему всё удаётся, его все слушаются и он вообще не испытывает никаких проблем, только лишь сплошные приключения.
Насилие - в произведении присутствуют сцены насилия.
Нецензурная лексика - в произведении персонажи ругаются матом.
OOC Out Of Character (Вне характера) - автор осознаёт и сразу предупреждает, что характер персонажа не соответствует канону (или многих персонажей).
От первого лица (POV) - повествование от первого лица "Я пошел, я сделал, я офигенный".
Пре-слэш - описание мужской дружбы, которая немного более тесная, чем просто дружба и автор предлагает читателю рассматривать эти отношения, как прелюдию к полноценному слэшу.
Принуждение к сексу - не изнасилование, а принуждение к сексу, психологическое или под угрозой расправы.
Пытки - в произведении описывается процесс пыток, взаправду, со всеми нелицеприятными подробностями.
Слэш - в виде предупреждения в произведении с основной категорией гет/фемслэш/джен обозначает, что в произведении присутствуют описания гомосексуальных отношений.
Смерть персонажа - кто-то из главных/второстепенных персонажей не доживёт о конца произведения.
Сомнительное согласие - в произведении играет важную роль (но не обязательно подробно описывается) сексуальный контакт, который произошел без явно выраженного согласия всех участников. Чаще всего подразумеваются сцены из разряда "так получилось" или "под давлением объстоятельств", но не переходящие черту принуждения к сексу.
Фемслэш - в виде предупреждения в произведении с основной категорией гет/слэш/джен обозначает, что в произведении присутствуют описания интимных отношений между девушками.
Другие сокращения и обозначения
Бета, Бета-ридер (Beta, Beta-reader) – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.
Дисклеймер (Disclaimer) – фраза в начале фанфика либо на первой странице сайта, посредством которой автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей. На нашем сайте дисклеймер указан в самом низу каждой страницы.
Feedback/Reviews – отзывы, комментарии читателей.
Корректор/редактор - человек, в основном, отвечает только за исправление знаков препинания.
Сиквел (Sequel) - продолжение фанфика/рассказа и т.п.
Приквел - описание событий, которые случились с героями ДО фанфика. К примеру, книга, описывающая жизнь маленького Снейпа и времена мародёров, считалась бы приквелом к \"Гарри Поттеру\". Если бы Роулинг сочла нужным её написать
Round robin – фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Удачные round robins - большая редкость. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля, впрочем, некоторые умудряются извлечь художественную пользу даже из этого. Обычно round robin не представляет интереса ни для кого, кроме самих участников и их ближайших друзей.
Смарм (Smarm) – слегка пренебрежительное определение фанфика, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него его (разумеется, платоническая) дружба с другим персонажем. Такие фанфики – довольно редкое явление.
Сквик (Squick) – происходит от выражений \"someone else\"s kink\" (“со странностями”) и “icky” (“неприятный”). Другими словами, это то, что может нравиться одним, но вызывает тошноту у других. В эту категорию входят и слэш, и BDSM, и некоторые отдельные пейринги, и многое другое. По большому счету термин напоминает нам о взаимной вежливости и необходимости уважать чужое мнение.
OC (НП - новый персонаж, НМП - новый мужской персонаж) - сокращение от Original Character, \"Оригинальный персонаж\".
OFC (НЖП - новый женский персонаж) – сокращенное Original Female Character, “Оригинальный женский персонаж”. Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
Spoiler (спойлер) - факты, упоминающиеся в каноне.
Ещё полезные материалы:
Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Фикбуке и людях, не разбирающихся в жанрах.
Многие знают, как тяжело юным авторам подобрать характеристики к своей работе. Они путают жанры и предупреждения. В итоге, многие читатели могут увидеть вместо фантастики - фэнтези, вместо юмора - стёб и так далее. «Ну, новички, что с них взять?» - можете сказать Вы. Однако, бывает, что такие глупые ошибки допускают и некоторые топовые авторы. Сегодня я помогу разобраться всем, что такое ООС и AU, в чём разница между ними и рассмотрю некоторые вопросы, возникающие у авторов насчет этих предупреждений. Часть 1. Что такое ООС и AU? Уж сколько раз твердили миру: Пора сменить жанров описанье, Но только всё не впрок… Итак, не зря я начала с этого гениального стихотворения без рифмы. Давно уже пользователи жалуются на то, что объяснение для жанров составлены так, что больше половины новичков не может понять, что к чему. На сегодняшний день определение AU на Книге фанфиков звучит так: «AU – рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или в другие обстоятельства, никак с каноном не связанные. Также это может быть другая развилка канонных событий» ООС: « ООС – Out of Character , « Не в характере» - ситуация, в которой персонаж фика ведёт себя не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне» Как говорится, без пол-литра не разобраться. Одни новички перечитают, разберут каждое слово, посмотрят в интернете, что к чему. Другие же напьются, бросят всё и понауказывают жанров. Потом пить будут читатели, читающие сей шЫдевр. А почему так происходит? Ответ очевиден - всё слишком нагружено и воспринять такую информацию достаточно сложно. Сейчас я попытаюсь дать короткое и понятное определение, которое поддерживается человеческим мозгом. AU – в фанфике изменяется канон (значительно или незначительно). ООС – характер хоть одного персонажа отличается от характера персонажа канона. Пример: Допустим, в каноне говорится о неком Васе, который живёт в мире ИИИ. Он супергерой. Смелый, отважный, как и положено герою. Вечно спасает мир от злобного Коли. AU: - Ты будешь жить в аду!- прошептал Коля. Его глаза горели от ненависти, злости. Он видел, в каких муках погибал его вечный соперник. Видел всё, что так долго мечтал увидеть. - Теперь я захвачу всю Землю! – вскричал Николай, разразясь в смехе. Что мы имеем? По канону в этой битве должен был победить Вася. Но автор решил отдать предпочтение Коле. Итого: Любое изменение канона – это AU. ООС: - Вася, Вася, Коля уничтожит город, если ты сейчас же не придёшь нам на помощь,- в панике сказала Анна. - Не могу, мне лень,- промямлил Вася, продолжая переключать каналы. То есть, по канону Вася должен был полететь спасать мир, так как он храбрый и смелый герой. Но автор решил сделать его апатичным, пассивным и ленивым. Итого: Изменение характера персонажей и есть ООС. Часть 2. Люблю Фикбук всё я, но странною любовью, Его не победит рассудок мой… Вы знакомитесь со второй частью этой статьи. Здесь мы узнаем, что думают насчёт ООС и AU обитатели Фикбука. Для того, чтобы создать эту часть, мне пришлось опросить девять человек: из них – три ЙАшки, три беты и три автора. Они отвечали на одни и те же вопросы. И сейчас я представлю вашему вниманию результаты исследования. 1 вопрос: В чём разница между ООС и AU? Стартовый вопрос штандарт , который завалили многие ЙАшки (в количестве две штуки). Авторы и беты справились с этим заданием. Но хочется обратить внимание на то, что некоторые беты допускали грамматические ошибки в своих ответах, причём настолько элементарные, что элементарнее некуда. А теперь рассмотрим ответы наших любимых ЙАшек. Цитата: «Ну, даже не знаю. Я здесь вообще не давно и думаю ООС это когда канон не в характере. То есть ведёт себя по другому, а AU это когда канон попадает в другой мир или ну не знаю...=.=(если не правильно поправь плиз)» (прим. беты: *нервно пьёт валерьянку, предполагая возраст автора цитаты*) Прочитав данную цитату, читатели нажали на крестик в правом верхнем углу экрана и начали молится Христу, Аллаху, Будде, Яриле, на всякий случай. Во-первых, обилие ошибок поражает. Во-вторых, хочется всех спросить кое-что у моего любезного читателя, который ещё не закрыл эту статью. Вы что-то поняли? И ещё один вопрос: что происходит с каноном? Куда он попадает? На этом мы забываем данную ЙА, как страшный сон, и начинаем рассматривать вопросы, связанные с ООС и AU. Первый вопрос, который мы рассмотрим: « Стоит ли указывать жанр AU, если фанфик относится к временному промежутку, не освещённому в каноне?» Думаю, не всем понятно, что имеется в виду. Для этого вспомним некоторые американские фильмы. Нам показывают события из детства героев, а затем переносят на несколько лет в будущее (например, спустя пятнадцать лет). Вот эти пятнадцать лет и не являются освещенными в каноне. И если Вы решили написать про это время в жизни героев, то, наверняка, задумаетесь: а стоит ли ставить AU? С одной стороны вы не изменяете канон, но с другой стороны вы можете добавить новых персонажей или добавить какие-то события, которые никак не повлияют на канон. Мнения опрашиваемых очень сильно разнились. Одни утверждали, что жанр AU здесь должен быть обязательно, другие категорически были против того, чтобы указывать данный жанр. Но большинство всё же сомневалось. Из всего многообразия ответов на эту тему стало понятно, что абсолютное множество считает – если вы не нарушаете при создании такого фанфика канонные события, то можно и не указывать данный жанр. Второй вопрос звучал так: В каких случаях можно ставить в ориджиналах жанр AU? Лишь некоторые не смогли сформулировать чёткой позиции по данному вопросу. Почти каждый, кто был опрошен, ответил однозначно. Многие считают, что нужно ставить жанр AU, если герой попадает в другой мир, созданный фикрайтером. Так же утверждают, что обязательно должны присутствовать нереальные события (имеется в виду "Мир меча и магии"). Но при таком объяснении возникает вопрос: какой канон ломается? Ведь ориджиналы – это канон, придуманный автором. Почему бы не отметить жанр фэнтези, мифические существа и так далее? Это мнение оставляет за собой множество вопросов. Но был один ответ, который меня полностью удовлетворил. Цитата: «По-моему, в Ориджиналах можно поставить AU, если действие происходит именно в НАШЕМ мире (не Фэнтези) и, например, не свершилось/свершилось какое-либо событие. Например, во Второй Отечественной Войне победа оказалась не за нами (не дай Бог, конечно)…» Согласитесь, объяснение более рациональное, чем фэнтези. У нас имеется своеобразный канон – определённые исторические события, которые мы переиначиваем. Здесь без AU уже никак не обойтись. На этом мы заканчиваем с AU и переходим к «самому любимому» предупреждению всех читателей – к ООС. Следующий рассматриваемый вопрос таков: Необычные пейринги – всегда ООС? И касаемо этого вопроса мнения разошлись. Почему необычные пейринги – это всегда ООС? Многие читатели уверены в том, что необычный пейринг – это всегда ООС. Из-за этого даже достаточно хорошие работы, написанные неплохо и сто тысяч раз перепроверенные бетой, могут иметь рейтинг намного ниже, чем работы, по сути являющиеся «бессюжетной порнухой», но по популярным канонным пейрингам. Какие же доводы приводят в свою пользу те, кто считает, что необычные пейринги и ООС – брат и сестра? Цитата: «… необычный пейринг это всегда ООС, потому что, исходя из определения "ООС", могу сказать, что герой ведет себя не так, как описано в каноне. Согласитесь, если Люциус влюбится в грязнокровку Грейнджер, это будет ООС, так как в каноне сказано, что Малфои ненавидят и презирают маглов и их обладающих магией детей…» Весомый аргумент – ничего не скажешь. Но теперь дадим слово тем, кто считает, что необычные пейринги – это не всегда ООС. Цитата: « Нельзя утверждать, что необычный пейринг – это всегда ООС. Можно сочитать несочитаемое даже не используя данное предупреждение. Например, найти обоснуй. Это может быть и какая-то общая черта у героев (например, любовь к животным), на основе которой они будут строить свои взаимоотношения…» (прим. беты: не стала исправлять в контексте, но всё же, сочЕтать несочЕтаемое) Ещё один весомый аргумент, как Вы видите. На самом деле и та, и другая сторона правы. Если мы возьмём за пример случай, описанный в первой цитате, то непременно поймём, что без ООС нельзя обойтись. Но если допустить, что мы пейрингуем людей близких по духу, интересам, то можно обойтись и без данного предупреждения. Таким образом всё зависит от того, насколько сильно персонажи разные. И последний вопрос, который я рассмотрела в своей статье - Как сделать ООС привлекательным для читателя? Ни для кого не секрет, что ООС у нас мягко говоря недолюбливают. Ведь все знают те самые слащавые фанфики ЙАшек с Мэри Сью, которые могут спокойно попирать наших любимых героев, в которых девушка с ангельским характером превращается в стерву и тд. Но ООС, как известно, бывает совершенно разный. «… можно сделать ООС привлекательным лишь тогда, когда он в меру, когда ООС придает особое очарование фанфику" - говорит бета. Но сильный ООС не нравится никому. Не думаю, что кому-то понравится, когда из любимого брутального персонажа получается в руках «умелого мастера» какая-то размазня. Но тем не менее ООС не заслужил того, чтобы от него так шугались авторы и читатели. «Вот это уже, думаю, зависит от самой аудитории. Некоторым нравятся OOC"ные канонные персонажи, другая часть не переносит, когда их любимого героя изменяют хотя бы на капельку. Я, лично, пытаюсь придерживаться канона характеров персонажей, ибо большинство из моей аудитории одобряет это…» - рассказывает автор. На самом деле так поступают многие на Книге Фанфиков. Ведь потеря аудитории для любого автора смерти подобно. Есть, конечно, храбрецы на нашем ресурсе. Но обычно их травят и, в итоге, они уходят с Книги Фанфиков. Хотелось бы завершить обсуждение цитатой в защиту ООС: «У всех разные интересы, и некоторым нравится, когда у героя противоположенный канону характер. Думаю, если кому-то не нравятся такие отступления, ООС не будет для него привлекательным, как ни старайся». Вывод: ООС и AU, по сути, стали изгоями среди жанров и предупреждений на книге фанфиков, что достаточно прискорбно. Но даже эти жанры найдут своего читателя.
Прежде чем перечислять жанры фанфиков и раскрывать их особенности, нужно обязательно коснуться вопроса возникновения и значения данного термина. Что же такое фанфик? Это сочинение, чаще всего любительское, по мотивам самых популярных литературных произведений либо кинопроизведений - телесериалов, кинофильмов, аниме и тому подобного. Более того, жанры фанфиков включают в себя и разнообразные комиксы, и компьютерные игры.
Понятие
Слово "фанфик" относится к жаргону. Авторами фанфиков являются фикрайтеры, а становятся ими жаркие поклонники оригинальных сочинений, которые никак не могут расстаться с полюбившимися героями обожаемого произведения. Пишут они тоже чаще всего для таких же рьяных поклонников. В последнее время создание фанфиков случается и на коммерческой основе, но крайне редко. Чаще всего это продукт для фанатов оригинального произведения.
Само понятие происходит от английского - фан-литература или фан-проза (Fan fiction). В употреблении встречаются и другие обозначения данного понятия, объединяющего жанры фанфиков. Это "фэн-фикшн", "фан-фикшн", "фэнфик", чаще всего просто "ФФ" или даже "фик". Разновидностей у этого нового жанра такое огромное количество, что перечислены будут лишь наиболее часто встречающиеся. Любой автор имеет право создавать собственный тип сочинения. А потому и жанры фанфиков (вернее, поджанры) чрезвычайно многообразны.
Разновидности: по характеру отношений
Фанфики жанра "слэш" редко используют рассказ в стиле Curtain story, где герои ведут себя абсолютно по-домашнему. Например, отправляются за покупками. Поскольку "слэш" изначально намекает на отсутствие гетеросексуальности. Фанфик с присутствием телесных наказаний называется Domestic disciplin, и касается это сексуальных отношений: один из партнёров подвергается избиению за какую-либо ошибку.
Но всё чаще случаются слияния разных жанров в фанфиках: жанр романтика и жанр слэш, например. Чистый жанр, даже поджанр в субкультуре фанфика найти вообще сложно. Но почти всегда присутствуют в фанфиках последних лет Angstfic (тоскливый фанфик) и Darkfic (тёмный фанфик). Первая составляющая обозначает депрессивные мотивы, духовные или физические страдания, сильные переживания и драматические события. А последняя составляющая - это изобилие жестокости и смертей в рассказе.
Ориентация
Также часто используется в любых фанфиках - жанра слэш или романтик - стиль Alternate Pairing или Shipping (альтернативный пейринг или шиппинг), когда описывают сексуальные или романтические отношения героев, которые в оригинальном произведении не только не испытывают приязни друг к другу, но иногда и вообще разведены по разные стороны баррикад.
Вообще слэш изначально подразумевал разновидность однополого Alternate Pairing. Однако сейчас это понятие стало значительно шире. Соответственно, существуют стили Femslash, то есть Saffic, Fem или Femmeslash - всё про отношения женщин - романтические или сексуальные. И, разумеется, выделен отдельной строкой и отправлен в десятый ряд в фанфиках жанр гет (Het, Shipping Heterosexual).
Ещё более сильные отношения
Если отношения между героями пронизаны теплотой и ничем не омрачены, этот поджанр фанфика называется Fluff. Фанфики о дружбе, подкреплённой словами и поступками, но где и намёка на сексуальные отношения нет, называются Smarm. Если любовной линии в фанфике нет или она мало значит, это General audience или просто Gen. Ни одно описание жанров фанфиков не обходится без Grapefruit, это фанфик с насилием на страницах его или принуждением к нему.
Откровенная сексуальная направленность обозначается Lemon, если при этом сюжет минимален, фанфик относится к поджанру PWP (Porn without Plot - из разряда 18+ и без сюжета). Lime - облегчённый Lemon, прошедший цензуру, без откровенных сцен. Unresolved Sexual Tension, или просто UST - всё наоборот. Персонажи испытывают сильное чувство друг к другу, но что-либо мешает им вступить в романтическое взаимодействие. Ну и знакомый всем без исключения вид фанфика Vanilla - ванильные отношения.
Способ создания
Разновидности можно обозначить и по способу создания, здесь наиболее хорошо видны жанры фанфиков и их значение для читающей публики. Достаточно часто можно встретить в субкультуре (особенно английских любителей фанфиков) кроссовер, где в повествовании сливаются несколько чужих вселенных. Например, Джек Воробей и Хан Соло вместе с принцессой Леей приезжают в Хогвартс и знакомятся там с Антоном Городецким для того, чтобы совместно погасить
Очень часто писатели используют Point of view или просто POV. Причём это касается не только фанфиков, очень многие произведения, в том числе и в жанре фэнтези, написаны таким способом. Например, сага "Песнь Льда и Огня" Джорджа Мартина. Этот метод чрезвычайно удобен для повествования, поскольку позволяет показывать события в разных концах Вселенной и в разные промежутки времени или одновременно с разных сторон.
Профессионалы
Исключительно интересен жанр Profic. Это произведения действительно художественные и часто высокопрофессиональные, где автор описывает приключения своих персонажей в мире, который был создан другим автором. Бывают в этом жанре и настоящие шедевры, как, например, фанфик "Кольцо тьмы", который написал Ник Перумов на знаменитое произведение Толкиена "Властелин колец". Многие фанаты до драк спорят, кто написал лучше: Перумов или Толкиен.
В этом жанре написано чрезвычайно много. Авторы любят чужие вселенные и пишут целыми книжными сериями по Star Wars, Dragonlance, Warhammer и другим коммерчески успешным сочинениям, авторы которых относятся к франчайзингу лояльно. Самое интересное то, что книги с чужого стола - и сиквеллы, и приквеллы - продаются всегда нарасхват. Но благодарить за это нужно не эпигонов, а автора оригинала, который создал такую интересную вселенную, по которой скучают читатели, причём настолько, что готовы читать даже откровенно слабые подражания.
Ещё разновидности по способу написания
Часто автор не хочет или не может осилить в одиночку всю книгу фанфиков. Жанры, стили, язык повествования переплетаются, переходы между частями становятся слишком резкими, а действия персонажей - несогласованными, если одну и ту же книгу пишут несколько авторов - каждый свой фрагмент. (или - "по кругу") - так называется этот поджанр. Сегодня каждый читатель может найти любимые жанры фанфиков. "Фикбук" - сайт в интернете, где авторы находят своего читателя, а читатели - своих авторов.
Бывают смельчаки, рискующие вводить в текст персонажей, являющихся реально существующими людьми (обычно это знаменитости). Такой фанфик будет называться RPF, или Real person fiction. Сайт "Книга фанфиков" жанры такого плана представляет в полном ассортименте. Ещё интереснее становится ситуация, когда автор использует разновидность Real person slash и расписывает гомосексуальные отношения реальных людей, причём людей знаменитых, которые никогда не заявляли о своей ориентации и даже являются отцами семейств. Иногда автор вписывает в контекст фанфика себя любимого. Это называется Author character или Self-insert. Так, например, сделал так, чтобы его герой нашёл на пляже кредитную карту на имя Василия Аксёнова.
Разделение персонажей на группы
Фанфики жанра омегаверс показывают специфическую реальность, где люди относятся к одному из трёх типов - альфа, омега и бета. Доминирующие самцы - альфы, а омеги - персонажи пассивные, со странными наклонностями, с периодами сексуальной активности, как "гон" у животных или "течка", когда омеге физически необходим альфа. А бета - персонаж нейтральный, в отношения альф с омегами не вмешивающийся.
Этот жанр вышел из слэша, а потому женщин там может вообще не быть. Отличается омегаверс огромным количеством допущений физиологического плана, которые невозможны ни в реальном мире, ни в мире канона. Как, например, мужская беременность. Подобные жанры фанфиков и предупреждения должны иметь: вдруг некоторые физиологические подробности читателю будут неприятны. Авторы обычно помечают жанр и опасности в "шапке" к произведению, там же, где и благодарности автору оригинала.
Соответствие оригиналу
Это оценочная часть жанров фанфика, и оценок очень много. Alternative Universal, или AU, говорит о том, что с каноном фанфик имеет большие расхождения. NO-AU - наоборот, либо нет расхождений со вселенной оригинала, либо они малозначимы или спорны. Original fanfiction имеют косвенную или очень малую взаимосвязь с оригиналом. Uberfic, или Uber Fanfiction, - это почти Original fanfiction, где связью может быть только место действия или взяты имена оригинала, остальное всё к оригиналу не имеет никакого отношения. Например, есть Фродо и Сэм, но никакого кольца всевластия и прочих сауронов, то есть все их действия - полностью выдумка фикрайтера.
Out Of Character, или ООС, - так говорят о фанфике, где противоречия и расхождения в характерах персонажей очень значимы в сравнении с оригиналом. Например, Гендальф - предатель, эльфы - кровожадные и подлые, а орки - народ честный и добродушный (два последних случая есть у Перумова, например). Если фикрайтер создаёт уникальный образ какого-либо персонажа, который не появлялся ни в одном из фэндомов, это называется Original Character. Такие персонажи обычно главными героями не бывают, но зато играют значительную роль в помощи главным героям по преодолению препятствий. Эти персонажи непредсказуемы и удачливы, однако на "Мэри Сью" не похожи.
Мэри и Марти
"Мэри Сью" российские фанаты какой-либо вселенной называют пренебрежительно "Мэрисьюхой" или даже "Машкой". Это обычно персонаж фанфика, написанного женщиной (девочкой), где героиня воплощает действительные или желаемые (что чаще) черты самой авторессы. Обычно Мэри Сью необыкновенно прекрасны и неописуемые умницы - помесь Василис Прекрасной и Премудрой. Встречаются они и у маститых авторов. И не в фанфиках, а в оригинальных произведениях. Например, у Джорджа Мартина - неоднократно.
Имя выбирается сложное и мелодичное, например Дейенерис, волосы и глаза у неё того цвета, который не встречается у обычных людей, прошлое было бурным и полным приключений, а способности появились сверхъестественные, например в огне не гореть или в воде не тонуть. Мэри Сью обязательно очарует всех главных героев, а потом спасёт мир. Вот примерно так пишут и девочки. - то же самое, но в мужском исполнении.
Разновидности по сюжету
Если в фанфике герои умирают, он классифицируется как Deathfic. Если же герои долго идут к установлению отношений - Established Relationship. Hurt/comfort - сразу по названию можно сделать вывод, что речь пойдёт о помощи одного персонажа - сильного и доброго - другому - слабому и страдающему.
Ну и жанр, имеющий практически классические примеры, - Continuation, когда фанфик является точным продолжением оригинального произведения. Например, "Унесённых ветром" продолжила довольно успешно Александра Рипли Во всяком случае продавался и продаётся он так же успешно, как и оригинал.
Смежные жанры
С ростом возможностей, благодаря техническому прогрессу, поклонники тех или иных произведений искусства успешно совмещают литературное творчество со смежными жанрами. И фанфики получаются иногда довольно качественные. Например, фильм по вселенной "Звёздных войн" - Star Wars: Revelations: уровень высокотехничный, с применением самых последних технологий. Это фанфильм. Модификацией фанфикшена является и рисование по мотивам произведения, где создаются совершенно новые художественные образы излюбленных персонажей. Это фан-арт.
Но для любого жанра - и чистого фанфика, и смежного, как ролевая компьютерная игра например, - нужна прежде всего общая заинтересованность каноном, то есть тем произведением (книгой, фильмом, сериалом, комиксом, телешоу и тому подобным), герои и весь мир которого будут использоваться для написания фанфика.
Послесловие
Фанфик - смежная разновидность творчества, где фикрайтер использует и собственный вымысел, далеко уходящий от канона, и какой-то набор элементов из оригинального мира. Это единственный из жанров, кроме, разумеется, пародии, где читателю лучше быть знакомым с произведением, послужившим источником вдохновения для фикрайтера. Автор писал не для денег, а для удовольствия, прежде всего собственного, а во вторую очередь - для удовольствия таких же фанатов автора оригинального произведения. Они не только потребители чужого творчества. Фикрайтер - пример сотворчества, когда литература обращается к читателю, а читатель отвечает ей действием.
А бывает и авторская недосказанность, "открытый" финал, иногда и просто пробелы и несостыковки, иногда суть сюжетной линии обозначена лишь намёком. И тогда у поклонников есть стимул. Они скрупулёзно и тщательно продумывают каждую деталь эпизода, они спят и видят разные пути развития, строят догадки и предположения, а потом всё это выливается в заполнение нащупанных брешей в оригинальном повествовании. Разве не достойны уважения эти попытки?
(Объяснение для родителей)
Одно из популярных современных хобби – фанфики. Кто-то любит их писать, а кто-то — читать, но так или иначе, почти все сегодня знают, что это такое. Вот только понимание этого термина в сознании большинства все же ошибочно. Чаще всего считается, что страсть к фанфикам – это влияние аниме. Но именно это абсолютно неверно. И, по сути, существовали эти произведения в различных формах задолго до появления самого слова в нашем лексиконе. Почему? Давайте разберемся.
Что же такое фанфики?
Это результат творчества фанатов того или иного произведения литературы, кино или другого вида искусства. Иногда персонажами фанфиков становятся и реальные личности, например, звезды кино, эстрады или политики. Это выдуманные поклонниками ситуации, подробности. Иногда это продолжение или предыстория полюбившегося произведения, иногда – «дополнительные эпизоды» или другой вариант развития событий.
Любое произведение «по мотивам» — и есть фанфик.
Чаще всего фанфики все же получают литературное воплощение. Это может быть короткий рассказ, эссе или даже роман с продолжением. А иногда – просто анекдот. Кстати, именно эта форма была широко распространена прежде, до появления сети Интернет. Ведь что такое, например, анекдоты про Штирлица или Василия Ивановича Чапаева? Те же фанфики… Хотите еще примеры? Вспомните замечательный мультфильм «Колобок», в котором главный персонаж остается цел, невредим и всеми горячо любим. Или шикарный мульт «Волк и семеро козлят на новый лад»? Да, любое творчество «по мотивам» и есть – фанфик.
Прежде всего, появление фанфиков – показатель популярности. Вряд ли кому-либо захочется освещать и додумывать события жизни никому неизвестного Васи Иванова. А вот фанфики про Гарри Поттера, например, или Наруто появляются сотнями чуть ли не ежедневно. Коммерческое направление этот вариант творчества получает крайне редко. Разве что это будет «самиздат». Ведь любое подобное произведение, по сути, нарушает авторские права создателей оригинала. Однако известны и такие случаи, когда «продолжение истории», созданное другим автором, имеет распространение практически наравне с оригиналом. Примером тому – роман Александры Рипли «Скарлетт», являющийся фанфиком бессмертного произведения Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Этот роман, как и его «начало», переведен на многие языки мира, расходится миллионными тиражами, имеет киноверсию.
Кто пишет фанфики?
Вспомним несколько уже отдаленную эпоху страны Советов: «А вот интересно, кто это у вас там сидит и сочиняет анекдоты?» — «А вот кто сочиняет, тот и сидит». К счастью, в настоящее время к творчеству фанатов относятся много лояльнее. Более того, для публикации произведений им всегда открыта всемирная паутина. Здесь не нужно искать издателя, платить деньги. Достаточно открыть в любой социальной сети дневник фанфиков и регулярно его пополнять. Скорость продвижения такого дневника будет зависеть лишь от таланта и амбиций создателя.
Многосерийные японские сериалы с огромным количеством персонажей располагают к созданию фанфиков.Если анализировать эти дневники, чаще всего авторами их являются подростки. И, безусловно, значительная часть – это «анимешники». Ничего удивительного в этом нет. Многосерийные японские сериалы с множеством персонажей дают для этого благодатную почву. К примеру, сериал «Наруто Шипуден». Как можно предположить, что среди поклонников не появятся многочисленные и разнообразные фанфики «Саске + Хината», «Наруто + Сакура» и прочие любовные и около любовные пересечения? К этому располагает абсолютно все! Ведь всегда интересно, что было после фразы «Конец сказки», а когда эта сказка еще и не предполагает завершения в ближайшем будущем…
Те же самые примеры демонстрируют фанфики сериалов «Закрытая Школа», «Дневники Вампира», «Сумерки». Из этого перечисления ясно, что вдохновение исходит не только от аниме.
Но главное, что создатели фанфиков – творческие, художественно мыслящие люди, с тонким и ярким восприятием мира, со стремлением самовыражения и формулирования своего видения реальности. Безусловно, у каждого из них своя степень таланта и уровень грамотности. Но это – категории «тренируемые» при желании. Именно поэтому из числа таких фанатов иногда вырастают достаточно известные писатели, как Сергей Лукьяненко или Ник Перумов. Останется автор фанфика любителем, пишущим для забавы, или станет профессионалом – зависит только от его личностных качеств.
Как писать фанфики?
Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод: фанфики могут быть крайне полезны. Можно сомневаться про категории «яой» или «хентай», но даже эти крайности могут оказывать положительное влияние на подростка. Важно лишь найти тонкую грань между эротикой и порнографией.
Фанфики — прекрасная возможность проявить чувство юмора.
В целом же можно рекомендовать родителям поддерживать подобное хобби своих детей. Пусть смотрят любимые сериалы, пусть самовыражаются в творчестве. Но при этом – поддерживайте в них мотивацию к росту, к развитию. Чтобы от одного рассказа к другому все выше была грамотность написания, все более стройным – сюжет. Результаты такого увлечения не заставят себя ждать улучшенными отметками в школе.
Кроме того, стоит уделять внимание содержанию того, что смотрит и пишет ваш ребенок. Вместе анализировать, находить параллели. Ярким примером может стать аниме-сериал «Тетрадь смерти», в котором четко прослеживаются идеи «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Покажите подростку эту общность, эти связи – и увидите, с каким интересом он возьмется читать достаточно сложное для восприятия школьника произведение.
Отнеситесь к творениям вашего сына или дочери со всей серьезностью. Помогайте прорабатывать образы, характеры, подбирать подходящие слова. Это поможет расширить лексикон ребенка, улучшит память, благотворно скажется на развитии интеллекта. И неважно, как он будет писать фанфики – с черновиком, сразу с публикацией на интернет-странице или как-то еще. Важно, чтобы это увлечение оказало на него максимум положительного влияния. Ну а неподдельный интерес к его творчеству и поддержка с вашей стороны обязательно укрепят добрые, доверительные отношения, поможет решить многие классические вопросы «отцов и детей». Что тоже может быть только к лучшему.